Встретились мы с Ириной Дмитриевной Ловченко на ее рабочем месте, в средней общеобразовательной школе №2 города Петухово, а беседовали в классе физики, когда уроков уже не было. На мой очевидный вопрос: «Почему вы решили стать депутатом?» Ирина Дмитриевна сделала паузу и раскрыла увесистую синюю папку.
- Мне бы хотелось рассказать о человеке, которого уже нет с нами. Анна Иосифовна Шевцова, почетный гражданин города Петухово, жила на нашей улице и знала меня с детства. Своих детей у нее не было, поэтому, когда она состарилась, я взяла над ней шефство: помогала по хозяйству, мы много общались. После ее смерти эти документы и фотографии я собрала в отдельную папку.
Как рассказала Ирина Дмитриевна, Анна Иосифовна ушла добровольцем на фронт во время Великой Отечественной войны, служила сначала телеграфисткой, потом радистом. А после войны стала заведующей детскими яслями №1 города Петухово, где проработала вплоть до 90‑х. Люди ей доверяли и неоднократно выдвигали в городскую Думу, ее депутатский стаж - 30 лет.
- Анна Иосифовна Шевцова для меня была примером отношения к работе, к порученному делу. Так вот, когда мне предложили стать депутатом, она первая меня поддержала: «У тебя получится!»
Так с ее легкой руки с 2004 года я три раза избиралась депутатом Петуховской городской Думы. За эти годы сменился уже четвертый глава города. Организацией выборов главы в 2017 году занималась непосредственно я в качестве председателя избирательной комиссии. А потом лично зачитывала решение об избрании нового главы города Александру Гудкову.
- В связи с депутатской деятельностью у вас появились какие-то новые приоритеты?
- Став депутатом, я поняла разницу между обывательским и государственным взглядом: раньше на большинство проблем и вопросов я смотрела в одной плоскости. Когда же поднимаешься повыше (тут очень уместно понятие «вертикаль власти»), все вопросы рассматриваешь по-другому, более целостно, с позиции государственной. Бывают полезные решения, которые не всем нравятся, да и не могут нравиться всем, но есть определенные приоритеты, которые необходимо учитывать.
Я теперь на многое смотрю другими глазами, по-другому на многое реагирую. Увидела однажды, что перестали гореть красные опознавательные огоньки на радиовышках, а у нас над городом пограничные самолеты часто летают. Обычный человек этого не заметит, но я обратила внимание: самолет может не сориентироваться, задеть что-нибудь и упасть, это же ставит под угрозу безопасность населения! Пришлось разыскивать собственника вышек, дело оказалось хлопотным, так как собственник - частник. Но вопрос этот решила - теперь огоньки горят.
Однажды ученики пожаловались мне на то, что на обочине у школы машины паркуют неправильно. Тротуара там нет, и детям, чтобы попасть в школу, приходится выходить на проезжую часть. Непорядок! Пришлось пригласить представителя ГИБДД, чтобы тот объяснил владельцам машин, как поставить свой транспорт правильно.
Или мост через железную дорогу не чищен, учителя жалуются, что со скользких ступенек в зимнее время приходится буквально скатываться. Звоню начальству ЖД, начинаю выяснять, почему мост не приведен в порядок.
Возможно, наши дела кажутся локальными, но они реально помогают людям. То решаем вопрос с водой, то с зарплатой, то разбираемся с налогами. Много времени у меня ушло, например, на то, чтобы провести водозаборные колонки в северной части города, которую я как депутат курирую. Люди теперь очень рады. Вода у нас, кстати, дорогая, потому что качается из подземной скважины в 30 километрах от города. Ближе водоемов для забора питьевой воды нет.
- В качестве депутата вам удается помогать непосредственно работникам образования?
- Самая социально незащищенная в системе образования категория работников - технический персонал с мизерными зарплатами, им денег не хватает на самое необходимое. Например, одной молодой техслужащей нужно было отправить дочку в коррекционную школу в поселок Лебяжье, а денег на это не было, так совпало, что именно в это время у нее отключили электроэнергию, а провода обрезали. Живи как хочешь! Со своей зарплатой она еле концы с концами сводит и накопила долги по электроэнергии. Естественно, я помогала: по моей просьбе ей создали условия для рассрочки по погашению задолженности, поставили счетчик, пригласили специалистов, которые ей все бесплатно установили, и дочку ее мы отправили на учебу. Сам человек за себя не всегда попросит, приходится договариваться, иногда упрашивать. Но, когда удается сделать конкретное дело, это дает силы.
На улице Сибирской, где я добилась установления колонок, живут учителя. Конечно, если кто-то обращается ко мне как к депутату, я помогаю по возможности. Иногда помощь требуется срочно, и не только работникам образования. Помню, однажды весной началось подтопление домов на окраине города, потому что водоотведение в виде сточных каналов вовремя прочистили. Когда мне об этом сообщили, времени на размышления не было, привезла свой насос, начали быстрее откачивать воду. Вот такая работа!
Тут в дверь класса, где мы беседовали, постучали. Пришли родители сообщить о том, что их дочь, бывшую учащуюся медицинского колледжа (девушка бросила его несколько месяцев назад), по ходатайству Ирины Дмитриевны определили в школу.
- Слава Богу! Все документы готовы, девочка теперь сядет за парту, я ее убедила в том, что учиться нужно, и она вернулась в школу, - выдыхает Ирина Дмитриевна.
Так разговор перетек в школьное русло. Ирина Дмитриевна Ловченко учитель с большой урочной нагрузкой - 31 час в неделю. Свой педагогический опыт и статус депутата не раз использовала для того, чтобы помочь ученикам, которых принято называть трудными.
- В Петухово такие тоже есть, в основном это дети из неблагополучных, многодетных семей. Несколько моих учеников прошли через колонию несовершеннолетних. Таким детям я стараюсь дать не только знания по своим предметам, но и шанс изменить жизнь к лучшему. Один из них, Саша, не так давно вернулся из колонии, а сел туда в пятом классе за совершение кражи. Вышел уже семиклассником. Я его подтягивала по математике и физике, а потом помогла устроить в кадетский класс в одном из городов Курганской области, где он сейчас и учится.
- У вас большая нагрузка в школе. Не хватает учителей?
- Да, кадровая проблема одна из самых острых в системе образования нашего района. В школе есть второй учитель по этим дисциплинам, которого я веду как наставник, за это и знак наставника в прошлом году получила. Эту награду учредили наш областной комитет профсоюза и департамент образования. Анна Владимировна Ханжина, моя подопечная, недавно получила заочное педагогическое образование, практику она тоже у меня проходила. Многому нужно еще научиться: держать дисциплину в классе, общаться с родителями, хорошо знать материал. Понятно, что никто к нам не приедет работать в школу, а она местная, и главное - дети ее любят.
Я учителям на семинарах и конференциях часто говорю: нужно работать так, чтобы не отпугнуть от профессии, потому что в профессию идут только в том случае, если есть достойный образец. Приятно, что мои бывшие ученики становятся учителями, двое уже работают в Шадринске и Кургане, из выпуска прошлого года две девочки поступили в педагогический колледж.
Кроме урочной, есть еще внеурочная деятельность. Школа, где работает Ирина Дмитриевна, специализируется на направлении «Агробизнес в образовании». Кто знает, может быть, проекты навеяны названием города - Петухово - или просто вопросом рациональности: домашняя птица - это выгодно.
- Темой «Агробизнес в образовании» я занимаюсь не первый год. В школьной лаборатории мы создали инкубаторы из старых холодильников, куда три года подряд каждую весну закладываем куриные яйца. Дети из обычного чайника сами сделали овоскоп - прибор для определения качества яиц, чтобы наблюдать за развитием зародышей. Одна ученица провела математический расчет, доказывающий рентабельность домашнего выведения птенцов. Когда из яиц появляются птенцы, начинается такая веселая пискотня! Потом участники проекта, ученики 7-8‑х классов, у кого есть домашнее хозяйство, разбирают подросших птенцов себе.
В 2016 и 2017 годах наши проекты были представлены на областном конкурсе «Фестиваль наук» и заняли первое и второе места.
- Вы так много успеваете! В чем же секрет вашей активности?
- Думаю, ее корни идут из профсоюза. В студенческие годы я была членом профкома Курганского государственного педагогического института. На физмате учиться было тяжело, мы поддерживали друг друга и многие вопросы решали благодаря профкому. После каникул помогали распределять студентов по комнатам в общежитии, вскладчину брали стиральную машинку напрокат, чтобы постирать белье, устраивали новогодние праздники, дискотеки.
Мне тоже помогали, и не раз. После третьего курса летом в семье случилась беда - сгорел дом. Родителям за пятьдесят, пик инфляции, зарплаты не платили, и я решила бросить институт, чтобы поддержать родителей. Звоню декану физико-математического факультета Анне Тимофеевне Зверевой и реву, она меня тогда остановила: «Не выдумывай, приезжай, мы тебе поможем».
Профком оказал мне материальную помощь, на эти деньги я смогла купить все самое необходимое. Если бы тогда меня не поддержали, неизвестно, как сложилась бы моя жизнь. Поэтому я сегодня тоже стараюсь поддерживать людей словом и делом.
- А на чем делаете акцент в своей профсоюзной деятельности сегодня, в качестве председателя районной организации профсоюза?
- В первую очередь я веду информационную и организационную работу, провожу мероприятия, как правило, совместно с районным отделом образования. Члены профсоюза обращаются с различными просьбами, приходится проводить консультации по самым разным вопросам, например по размеру начисленных больничных, льготной пенсии.
Некоторые учителя просто морально ломаются, добиваясь законной досрочной пенсии, устают от волокиты, я их тоже поддерживаю: «Не бросайте, немножко осталось, еще одно судебное заседание, и все получится». Потом звонят с благодарностью - получилось!
Роль профсоюза не только в том, чтобы инициировать возмущение людей, но и в том, чтобы поддержать, объяснить и не дать конфликту развиться до критической ситуации.
Работа у нас безвозмездная, председатели районных организаций профсоюза в Курганской области денег за нее не получают, но есть моральное удовлетворение, возможность принести пользу людям. В профсоюзе вообще случайных людей не бывает, если сюда приходят, то надолго.