Одной из лучших книг воспитания детей от младенчества и до школьной зрелости, на наш взгляд, является книга, которая ждала своего переиздания более ста лет. Это книга одного из «первенцев» научно-популярной литературы для широкого круга читателей - известного отечественного ученого и общественного деятеля, человека редких личностных качеств Ивана Алексеевича Сикорского «Душа ребенка». Здесь представлены последовательные этапы и механизмы интеллектуального развития ребенка, формирования его психики (прежде всего на первом и втором году жизни), процесс становления чувственной, эмоционально-волевой, сферы. Несмотря на существование многочисленных современных исследовательских работ в этой области, именно с нее, на наш взгляд, следует начинать комплексное изучение формирования сознания малыша, осознания себя и своего места в этом мире.
Когда в детстве на нас ругались родители, мы отчаянно осуждали это. Сейчас мы сами порой ругаемся на своих детей и считаем это воспитанием. Чуть что, подсознание тут же выдает готовые варианты: поругать, обвинить, привести в пример соседского Сашу... Ребенок не хочет идти домой с прогулки? «Да чего его слушать, хватай и тащи!» - настойчиво советует подсознание. И вот уже обиженное чадо ревет на весь подъезд, а ты, ругая себя, придумываешь варианты его экспресс-успокоения.
Когда в голове есть куча готовых вариантов, куда проще и удобнее делать так, как делали твои родители и к чему ты уже привык. Стиль не дает результата, но ты его продолжаешь использовать. А как же еще? Как переломить эту привычку? В теории мы все знаем как, но только дело касается практики…
Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» дает простые ответы на эти вопросы.
Автор не просто говорит о том, как надо воспитывать - это мы примерно знаем. Самое главное - она, как терпеливый учитель, пытается донести и закрепить схемы взаимодействия с ребенком, используя которые действительно получаешь положительный результат.
Если вычленить из книжки самое зерно, то можно понять, что база, на которой надо строить взаимоотношения с детьми, - это активное слушание. Это такая техника, которая позволяет точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Следующая базовая вещь книжки - я-высказывание. Этот психологический термин обозначает высказывание человека, в котором он описывает свои чувства и формулирует свои пожелания с опорой на собственные мысли и эмоции, стараясь не задевать и не обвинять в этом окружающих. Я-высказывание всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».
Например, вы приходите домой и видите гору немытой посуды, а ребенок преспокойно играет (читает книжку). Раньше бы вы поругали, привели бы в пример кого-то из детей, который помогает взрослым по хозяйству. В итоге ребенок обижен, вы расстроены, всем плохо. Теперь же, помня про я-высказывание, просто говорите о своих эмоциях: «Мне очень неприятно видеть, что посуда не мыта», «Я не люблю беспорядок».
Самое важное, но и самое сложное в книжке - тема разрешения конфликтов. Как это делать конструктивно, чтобы решение устраивало всех, а не только взрослого.
Итак, активно слушать, озвучивать чувства, давать ребенку то, чего не хватает (внимания, свободы самостоятельности, помощь), теплые слова, приветливые фразы и одобрение, безусловное принятие, совместные занятия, помогать тогда, когда просит, не просит - не вмешиваться, поддерживать успехи, делиться чувствами, конструктивно решать конфликты и т. п. - это тот минимум советов, которые важно освоить.
Хочу еще добавить, что книга подходит для воспитания детей абсолютно любого возраста. Даже для взрослых!
Как найти правильный подход к детям? Как учитывать индивидуальные способности детей? Что делать, если ребенок гиперактивен? Или как учителю работать со сложными детьми? Все эти вопросы рассматриваются в книгах И.П.Брязгунова и Е.В.Касатиковой «Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях», «Дефицит внимания с гиперактивностью у детей»; А.Л.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии», а также Д.Дивиньи «Как перестать беспокоиться и начать жить в согласии со своими «трудными» детьми. Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя».
В XXI веке сложно представить свою жизнь без компьютера и передовых технологий. Сейчас существует множество интернет-пространств, где учитель и родитель могут найти полезную информацию, веб-версии учебников и методических пособий, поделиться опытом или почерпнуть что-то новое из опыта своих коллег на педагогических форумах, зайти в онлайн-библиотеки и даже пройти онлайн-обучение.
Одним из таких пространств является «Сеть творческих учителей». Сеть it-n.ru создана для педагогов, которым интересны возможности улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий.

Николай ТАБАКОВ, директор педагогического колледжа №10