В основе воспитательного потенциала детско-взрослого поискового отряда лежит эффект события (совместного бытия) взрослого и ребенка как в течение учебного года, так и в период летних вахт памяти. Событие воспитания - встреча личностей взрослого и ребенка, человека с жизненным опытом и человека, пока еще нащупывающего почву под ногами. Эта встреча возможна, если взрослый удерживает в своем сознании и деятельности цели и ценности воспитания подрастающего поколения, а ребенок самостоятельно выбирает быть вместе со взрослым в качестве способа существования здесь и теперь. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание.
Нам наиболее близка точка зрения русского педагога, основателя научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского, который утверждал, что в качестве средств воспитания следует использовать четыре «деятеля», оказывающих на сознание, чувства и поведение воспитанников прямое воздействие. Эти средства обеспечивают, по мнению Константина Ушинского, достижение цели воспитания, если они используются согласованно в одном направлении: «Если эти четыре «деятеля» - игра, работа, учение и, наконец, сама школьная или семейная жизнь дитяти - направлены к одной и той же цели, то она не может быть не достигнута». И действительно, в детско-взрослом поисковом отряде каждый из этих четырех «деятелей» имеет свое предназначение и выполняет определенную функцию. К примеру, участие в вахтах памяти требует серьезной учебной подготовки: необходимо поработать с документами, учебными пособиями, изучить, какие события происходили в тех или иных местах боев, понять причины гибели советских воинов; провести исследования найденных предметов, среди которых особое место занимают медальоны. Это и просмотр тематических фильмов, встречи с опытными поисковиками, исследовательская работа и подготовка проектов.
История педагогики как нельзя лучше доказывает, что нет более мощного воспитательного средства, чем труд. И все же воспитывает и образовывает не любая активность или работа в системе социально-экономических отношений. Сфера воспитания - это особая организация труда, способ объединить его участников, управлять ими так, чтобы придать труду духовно-преобразующую сущность. Воспитывающий труд - это «труд-забота». В поисковом отряде это основополагающий фактор, так как приходится обустраивать с нуля условия проживания, обеспечивать всем необходимым. А чего стоит поддержка друг друга в случае неуверенности и даже стремление сделать день рождения именинника в период Вахты памяти незабываемым и по-настоящему счастливым?!
Увековечивание памяти павших за Родину воинов - это серьезный общественно полезный труд, в ходе которого каждый участник обретает смысл деятельности, понимает свою нужность обществу, что его судьба волнует окружающих, что важно для формирования личности, особенно подростка. Поисковая работа формирует и развивает такие качества, как целеустремленность, любо­знательность, преданность делу, взаимопомощь, честность, стремление преодолевать трудности и многое другое. Работа в отряде развивает у подростков-поисковиков также самостоятельность в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и показа найденных предметов и переданных материалов. Поисковое дело является действенным средством формирования гражданской позиции и взрослого, и подростка. Тот, кто прошел часть жизненной школы в поисковом движении, никогда не позволит себе пренебрежительно относиться к истории своей страны, к заслугам старших поколений народов России. Это и есть гражданская позиция, которая соединила в себе и чувство товарищеской взаимопомощи, и воспитание ответственности, и физическую закалку.
Николай Карамзин писал: «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество». Эти слова актуальны во все времена.
История нашей страны благодатная почва не только для исследования, но и для понимания идентичности себя и Родины.
ХХ век принес миру ряд эпохальных событий, среди которых особо памятна Великая Отечественная война 1941‑1945 гг., самая трагическая в истории нашей страны. Она стоила тяжелых испытаний и великих жертв: только Вооруженные силы страны, в которые было призвано и мобилизовано тридцать четыре с половиной миллиона человек, потеряли каждого четвертого воина, не вернувшегося к своим родным и близким.
Приходится с горечью признавать, что не все павшие в боях нашли свое упокоение в братских могилах под обелисками. Еще тысячи воинов остались на полях сражений непогребенными, засыпанными землей в воронках и окопах от разрывов бомб и снарядов во время трагических отступлений Красной Армии в 1941‑1942 гг. Как осознание неотложности и значимости этой проблемы родилось движение поисковых отрядов, осуществляющих поиск останков солдат и офицеров Красной Армии, погибших в местах самых кровопролитных боев, и захоронение их с почестями.
Деятельность, вообще общественный прогресс, движется прежде всего усилиями энтузиастов. За прошедшие два с лишним десятилетия энтузиасты поискового движения (а в большинстве случаев это именно детско-взрослые отряды) вернули из небытия имена нескольких тысяч воинов, останки которых нашли свой последний приют в могилах на родной земле или в братских могилах.
Старшее поколение упрекает молодежь в бесцельном времяпровождении, в отсутствии ответственности и патриотизма. Молодежь же зачастую жалуется на то, что нет настоящего интересного дела, некуда пойти и нечем заняться в свободное время. Кто здесь прав, кто виноват - трудно судить. Известно одно: совместная социально значимая деятельность детей и взрослых - лучшее средство воспитания подрастающего поколения.
Именно в поисковом отряде она проявляется наилучшим образом. В сообществе поисковиков и наших друзей никто не задает вопрос: «А по силам ли детям такая работа?» Все, кто хотя бы раз побывал на раскопках, погрузился в историю, прикоснулся к войне своими руками, твердо верит в одно: война закончится тогда, когда будет погребен последний советский солдат. Главная мечта поисковика поднять бойца.
В нашей 825‑й школе работа поискового отряда началась летом 2012 года, когда дети и учителя приняли участие в поисковой Вахте памяти в Думиническом районе Калужской области в лесу в 5 километрах от села Хотьково в составе Тульского областного молодежного центра «Искатель». Много незабываемых событий произошло в эти 7 дней.
Однажды прикоснувшись сердцем к истории и подвигу, ребята снова готовы принимать самое активное участие в вахтах памяти. Впечатления и у взрослых, и у детей остаются неизгладимыми. Когда с металлоискателем заходишь в лес, а там вся земля, нашпигованная металлом, в буквальном смысле звенит, то представляешь, какие страшные бои здесь шли. И уже ни слов, ни учебников не нужно, чтобы понять весь ужас войны и все величие подвига советского солдата.
После участия в первой для нас Вахте памяти были представлены находки и фотоотчет. Вскоре возникла потребность создать свой поисковый отряд и организовать кружки «Поиск» и «Музейное дело». Довольно быстро был сформирован отряд «Верный» с девизом «За веру и верность!». Из самой жизни отряда возникали и направления деятельности.
Самым главным направлением являются поисковые вахты памяти. Деятельность отряда осуществляется в рамках международного проекта «Наша Победа», целью которого является объединение усилий людей, занятых поиском погибших в годы Великой Отечественной войны солдат и офицеров, многие из которых числятся в списке пропавших без вести. Дать возможность их потомкам поклониться родным могилам, побывать там, где произошел последний бой близкого человека - воина, защитника Отечества. И, конечно же, увековечивание памяти павших солдат. А нам и ребятам - осуществить нравственный долг памяти о защитниках Отечества.
Отряд «Верный» разновозрастной - это ребята от 10 до 17 лет, выпускники школы и уже пятеро учителей. Есть родители, которые нас поддерживают, ветераны и неравнодушные к поисковому делу люди.
Для того чтобы принять участие в вахтах памяти, необходимо пройти соответствующую подготовку. В первую очередь знакомимся с поисковым движением в нашей стране; изучаем географию войны, оружие, методики проведения поисковых работ, правила техники безопасности; учимся пользоваться различными видами приборов поиска - металлоискателем, щупом, саперной лопатой; отрабатываем навык ведения документации и прочее.
Во время вахт памяти поиск ведется самыми разными путями: раскопки на местах сражений, анализ архивных документов, опросы немногочисленных ныне свидетелей тех событий. Территория поиска обширная. Нет на постсоветском пространстве семей, которых не коснулась бы эта война.
В последний день каждой Вахты памяти поднятые останки погибших солдат с воинскими почестями предаются земле на местных мемориалах. Это самый трогательный и мощный в плане воспитания момент. Особенно когда несешь ящик, обитый красным ситцем с останками павшего героя к могиле. В этот день ребята очень собранны, задумчивы, серьезны.
Помимо раскопок штаб каждой Вахты памяти организует для детей различные соревнования, конкурсы военно-патриотической песни, вечерами просматриваются фильмы на военную тематику. Поисковики удивительно одаренные, талантливые люди, с которыми подрастающая ребятня готова, как говорят в народе, и дневать, и ночевать. Научиться играть на гитаре, петь - пожалуйста! Смастерить что-то из природного или подручного бросового материала - пожалуйста! Усовершенствовать себя как автолюбителя, рыбака, спортсмена - и это можно.
Традиционными стали посиделки у вечернего костра с опытными поисковиками, которые рассказывают о самых интересных случаях во время вахт памяти, передают опыт, поют под гитару свои песни.
Если бы была возможность вывести на Вахту памяти всех детей района, области, страны, показать им землю, где травы меньше, чем железа, дать возможность понять и почувствовать то, что никакими словами передать нельзя, тогда не было бы у нас случаев вандализма и к ветеранам отношение стало бы более уважительным.
Во время раскопок мы находим много артефактов. Часть из них привозим в школу. Эти находки превращаем в экспонаты (чистим, определяем, что это за предмет, изучаем). Ребята очень любят этим заниматься. Те, кто был на раскопках, рассказывают в ходе работы, как они были найдены. Чувства поисковиков, их эмоции, знания передаются тем ребятам, которым не удалось поучаствовать в летней Вахте памяти.
По мере накопления предметов возникла необходимость в организации музея. Общими усилиями созданы небольшие экспозиции. Началась работа по созданию виртуального музея. Постепенно возникло еще одно направление - «Музейные уроки», которые ребята-поисковики проводят для выпускников начальной школы.
Следует отметить, что такого рода деятельность имеет огромное значение для самоутверждения личности, для ее раскрытия, что в повседневной школьной жизни не может осуществиться должным образом.
Все чаще сейчас мы слышим о музейной педагогике и ее роли в воспитании. И действительно, она помогает детям включаться в сферу культуры, в которой интересно не разрушать, а созидать, направляет их внимание на окружающую действительность, помогает развитию творческих способностей, пониманию ценности найденных вещей - свидетелей событий, обогащает знаниями из области истории, активным знанием, потому что добыто активным поисковым путем, через личностное участие. Все это делает жизнь наших детей более насыщенной, интересной, значимой, полезной.
Экспедиции по местам боев в города-герои и города воинской славы стали еще одним важным и интересным направлением в жизни отряда, которое было решено назвать «По этапам Большого пути». Прежде чем отправиться в ту или иную экспедицию, ребята изучают события, которые произошли в данном месте, составляют интересующие вопросы, готовят маршрут. За плечами «Верного» поездки в Тулу, Волгоград, Курск, Санкт-Петербург, Брестскую крепость, Хатынь, Ржев.
Такие экспедиции очень важны. Утром ставятся цели на предстоящий день, а вечером проходит анализ прожитого дня. И не для красного словца ребята хорошо говорят, от сердца идут слова. Ребята понимают, что должны представить в качестве материала экспедиции, и готовят фотовыставку, кроме этого, каждый составляет свой личный отчет в виде впечатлений. Некоторые участники даже пишут стихи.
В жизни поискового отряда рождаются и традиции. В памятные даты мы собираемся и зажигаем свечу в лампаде, привезенной участниками поисковой смены «Орленка», в память о тех, кто ценой жизни защитил наше будущее. В день, когда 825‑я школа отмечает рассвет Победы, ребята из отряда «Верный» торжественно кладут к подножию памятника воину на Есенинском бульваре горсть земли, привезенной с мест раскопок.
Постепенно поисковое дело в нашей школе набирает ход. В работу включаются новые люди. Есть и те, кто уходит. В любом случае все больше и больше становится тех, для кого сохранение памяти о защитниках Отечества стало важным смыслом жизни. Родилось дело с глубоким внутренним смыслом.
Как у Гете: «Где нет нутра, там не поможешь потом. Цена таким усильям - медный грош». И уже неудивительно, что инициаторами наших дел часто становятся дети.
Важно отметить, что серьезная, честная работа в рамках детско-взрослого сообщества накладывает глубокий отпечаток на личностное развитие ребенка, на общественную среду школы и на учебный процесс.
Школьное объединение обрастает социальными связями и отношениями, получает постоянный импульс к развитию, выводит подростков и нас, педагогов, в реальные социальные и экономические отношения, начинает производить частное и общественное благо.

Юрий ШЕЛУХИН, директор школы №825;
Марина СПИРИНА, учитель истории школы №825;
Валентина ЗЕЛЕНОВА, учитель математики и информатики школы №825;
Светлана ЦВЕТКОВА, учитель английского языка школы №825