МГУ имени М.В.Ломоносова
Это один из старейших и крупнейших классических университетов России, один из центров отечественной науки и культуры.
МГУ оказывает всестороннюю поддержку как ученикам, стремящимся к знаниям, так и учителям, заинтересованным в знаниях своих учеников.
Наиболее удобным в плане организации стал физический десант, проводимый физическим факультетом. Это выездное мероприятие по адресной работе со старшеклассниками в формате научного Stand-Up. Молодые и талантливые выпускники и сотрудники физического факультета доступным языком рассказывают ребятам о своем успешном пути в науке или бизнесе, о стоящих перед ними глобальных задачах и проблемах, решение которых в ближайшей перспективе изменит мир, а также вызывают школьников на активный диалог, отвечают на все интересующие их вопросы. Возможны разные форматы проведения. Мероприятие бесплатное. Пожалуй, здесь главное - интерес и увлеченность педагога, его желание расшевелить природную любознательность учеников.
В нашу школу приезжал научный сотрудник кафедры физики космоса ядерного отделения физического факультета Александр Валерьевич Прохоров. Он легко и просто раскрыл тему «Загадки космоса», провел ребят от первых представлений человечества об устройстве мира через плеяду открытий и заблуждений к современному представлению о космосе, остановился на существующих по настоящее время нерешенных задачах. 45 минут пролетели быстро, рассказ плавно переходил в беседу. Ребята с энтузиазмом принимали участие в разговоре. Александр Валерьевич с удовольствием ответил на вопросы ребят не только по теме встречи, но и о возможностях, которые предоставляет физический факультет МГУ. Рассказал о своем пути в науке, посоветовал книги для наиболее полного и глубокого понимания физики. Приятно, что он сам заинтересован своим делом, а это не может не привлекать внимание старшеклассников. Александр Валерьевич дал ценные советы по участию в олимпиадном движении, конкурсах и в целом в изучении физики. Он открыто и без прикрас поделился своим опытом поступления в вуз мечты, учебы в нем и работы по созданию спутника «Ломоносов». Мы благодарны физическому факультету за активную работу с будущими студентами, за предоставленные возможности.
Лекции - это, конечно, интересно и познавательно, но физику хорошо понимает тот, кто самостоятельно экспериментирует. Роль лабораторного физического практикума велика в старших классах, так как именно на этих занятиях, самостоятельно выполняя лабораторный эксперимент, учащиеся обобщают и систематизируют изученный материал.
Сотрудники физфака МГУ предлагают нашим старшеклассникам пройти обучение в общем физическом практикуме по основным разделам физики: «Механика», «Молекулярная физика», «Электричество» и «Оптика». А педагоги школы принимают участие в мероприятиях МГУ для повышения квалификации педагогов - это и университетские среды, и летние научные школы, и дистанционные курсы повышения квалификации.
Для учителя это знакомство с передовыми достижениями современной науки и техники, инновационными образовательными технологиями. Учитель получает не только знания о новейших методиках проведения занятий по естественно-научным дисциплинам, но и поддержку по внедрению новых методик в образовательный процесс (особенно в предпрофильных и профильных классах).
В таких мероприятиях, как правило, участвуют передовые педагоги, стремящиеся к высоким результатам, они мотивированы. Формируется благоприятная среда для обмена опытом, выстраивания взаимосвязей между школами и учителями. Такие встречи всегда дают массу новых идей для работы с ребятами. Более подробную информацию можно найти на сайте «МГУ - школе».
Кроме того, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В.Ло­мо­но­со­ва, являясь ведущим учебным центром России по подготовке кадров в области фундаментальных исследований по прикладной математике, вычислительной математике, информатике и программированию, предоставляет возможность учащимся школ и их наставникам окунуться в мир суперкомпьютерных технологий. Как показывает практика, о суперкомпьютерах имеют достоверную информацию очень немногие, так как подобные системы уникальны, их немного, а доступ к ним имеет лишь небольшое количество специалистов. На базе факультета работает суперкомпьютерный комплекс Московского университета, который могут посетить учащиеся школ. НИВЦ МГУ организует экскурсии для школьников с посещением суперкомпьютера «Ломоносов». Руководит проектом Владимир Валентинович Воеводин, заместитель директора НИВЦ МГУ. Учащиеся старших классов технологического профиля нашей школы тоже были участниками такой экскурсии. Важным в экскурсии является возможность не просто посмотреть на суперкомпьютер, но и послушать лекцию сотрудника МГУ о параллельном проектировании, узнать много интересного из истории суперкомпьютерных технологий, испытать гордость за разработки наших соотечественников в области конструирования суперкомпьютерных систем.
Ребята не только посмотрели на огромный вычислительный комплекс, ознакомились с техническими характеристиками мощной ЭВМ, но и с помощью приложения «Мобильный Linpack» проверили, к какому из суперкомпьютеров прежних лет приближен по техническим характеристикам их смартфон.

РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева
Центры технологической поддержки образования создаются на базе ведущих технических и технологических федеральных вузов столицы. Это возможность возрождения системы научно-технического творчества молодежи. Здесь для московских школьников и студентов колледжей открываются возможности профессиональной ориентации, естественно-научного, инженерно-технологического и гуманитарного образования, адаптированного к современному уровню развития науки, техники и технологий, учитывающего приоритеты социально-экономической политики города и рассчитанного на все социально-возрастные категории детей и молодежи столицы.
Наша школа сотрудничает с центром технологической поддержки образования РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева. В рамках совместной работы учащиеся школы посещают кафедры, лаборатории, музеи, знакомятся с профессорско-преподавательским составом университета, а также активно участвую в научно-практических конференциях и конкурсах. Например, ребята нашей школы заняли призовые места во Всероссийском конкурсе «­ЮННАТ», «Открытый мир. Старт в науку», Международном конкурсе «Юный фермер», метапредметных олимпиадах, участвуют во всероссийских чтениях, посвященных Н.И.Вавилову, а в этом году благодаря проекту Департамента образования города Москвы «Инженерные каникулы» команда старшеклас­сников приняла участие в проектно-исследовательской инженерной школе «Город будущего». Это масштабное мероприятие объединило шесть вузов - НИУ МГСУ, НИТУ МИСиС, МГТУ «СТАНКИН», РГУ имени А.Н.Косыгина, МГУПП, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева. Каждый вуз-организатор подготовил собственную профильную программу для команд-участниц. Программа данного мероприятия включала научно-популярные лекции, мастер-классы, лабораторные работы, презентации по наиболее актуальным проблемам инженерной науки и современной техники. Все занятия проводили педагоги - специалисты международного уровня.
В конце образовательной программы ребята подготовили свои проекты по предложенной тематике и приняли участие в конкурсе проектов. Команда нашей школы стала победителем, подготовив проект «Школьная сити-ферма», ребята получили ценные призы - смарт-часы и в дальнейшем смогут рассчитывать на получение дополнительных баллов за индивидуальные достижения при поступлении в вузы-организаторы. Это хороший опыт и приятные бонусы.
Одним из путей повышения интереса школьников к изучению предметов естественно-научного курса является хорошо организованная внеклассная работа. И здесь важное место занимают школьные предметные недели. Проведение предметной недели биологии в рамках праздника знаний в школе №825 способствует развитию личностных качеств учащихся, сближению учителя и ученика, а также развитию познавательной и творческой активности обучающихся. Во время проведения предметной недели на базе школы №825 выступали преподаватели РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева с научными лекциями по биотехнологии и генной инженерии, в их числе Елена Анатольевна Калашникова, д. б. н., профессор кафедры генетики, биотехнологии, селекции и семеноводства, и заместитель декана по учебно-воспитательной работе факультета агрономии и биотехнологии, к. б. н., доцент кафедры генетики, биотехнологии, селекции и семеноводства Рима Нориковна Киракосян.
Одним из интересных докладов Недели науки была открытая лекция от заместителя декана по науке и практике факультета агрономии и биотехнологии РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева молодого ученого И.С.Чуксина для учащихся 10‑х классов на тему «Коммерциализация научных разработок в прогрессивном растениеводстве». Теоретические основы ребята закрепили на практике: заведующая кафедрой растениеводства и луговых экосистем А.В.Шитикова, доцент, к. с-х. н., и заведующая кафедрой овощеводства, доцент, к. с-х. н. А.В.Константинович провели открытые мастер-классы по основам агрономии, овощеводства и сельского хозяйства для учащихся и педагогов школы. В ходе занятий ребята узнали биологические особенности тыквенных культур, технологию возделывания злаков и новейшие технологии в области тепличного хозяйства XXI века. Изюминкой Недели науки стал мастер-класс от преподавателя факультета зоотехнии и биологии РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева Марии Михайловны Борисовой. В ходе занятия ребята познакомились с домашними животными, определяли количество конечностей у членистоногих, изучали морфологию домашних птиц, узнали, сколько зубов у собаки, а также получили огромный опыт в уходе и кормлении домашних животных. Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы среднего и старшего звеньев.
В этом году учащиеся школы №825 выиграли всероссийские конкурсы и конференции, проводимые РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, наградой в которых стали бесплатные путевки в МДЦ «Артек» в 4‑ю образовательную смену «Юный фермер», в детский лагерь «Хрустальный». Ректор Тимирязевской академии Галина Золина и директор Международного детского центра «Артек» подписали в 2018 году соглашение о сотрудничестве. Впервые Тимирязевская академия сможет представить свои проекты в детском лагере «Артек». Академия подготовила для детей в лагере две познавательные программы, которые специалисты вуза адаптировали специально под юных подопечных. Главная цель этих проектов - ознакомить детей с окружающей средой и сельским хозяйством. А чтобы ребятам было интересно, все «лекции» будут проведены в формате различных интерактивов, викторин, квестов и логических игр. От нашей школы в апреле отправляются 8 учащихся 6‑х и 7‑х классов. 4‑я образовательная смена «Юный фермер» в МДЦ «Артек» примет 50 учащихся со всей страны, занятия для которых будут проводить преподаватели Тимирязевский академии и учителя нашей школы. За 21 день пребывания в «Артеке» юные фермеры пополнят свой багаж знаниями по сельскому хозяйству, ознакомятся с зернобобовыми культурами, изучат особенности возделывания с/х культур, научатся различать по морфологическим признакам культуры между собой, ознакомятся с видовым разнообразием растительного мира полуострова Крым, научатся уходу за домашними животными на ферме лагеря и, конечно, обретут новых друзей, яркие впечатления и эмоции.

ОИЯИ, Московская область, Дубна - CERN, Швейцария, Женева
На протяжении пяти лет мы поддерживаем дружеские связи с учебно-научным центром Объединенного института ядерных исследований Дубны. Сотрудники института с удовольствием встречают школьников, рассказывают об истории возникновения ОИЯИ, об уникальных установках, о проводимых исследованиях и об ученых, которые стояли у истоков основания института. В Объединенный институт ядерных исследований попасть несложно. Необходимо собрать группу заинтересованных ребят и оставить заявку на сайте ucnew.jinr.ru/ru/visit-school.
В рамках нашей научно-образовательной программы ребята посещают музей ОИЯИ, знакомятся с устройством ускорителя, принципом работы электронного микроскопа и проходят лабораторный практикум под руководством Ивана Алексеевича Ломаченкова. День получается насыщенным, но он того стоит.
Ценность этой программы мы видим прежде всего в том, что у ребят есть возможность побывать в настоящем исследовательском институте, пообщаться с учеными, которые работают на передовом крае науки. Ребята имеют уникальную возможность задать свои вопросы ученым-исследователям, людям, которые ежедневно работают со сложным современным оборудованием, решают задачи, которые еще никто не решил. Cреди сотрудников довольно много молодых ученых. Это мотивирует ребят. Совсем скоро в Дубне запустят коллайдер NICA, а это уже совсем новый виток в исследованиях и понимании природы вещей. И требуются молодые и пытливые ученые, способные нестандартно и смело мыслить. Открываются новые горизонты для инженерных решений, необходимо конструирование новых экспериментальных установок.
Кроме того, УНЦ организует научные школы для учителей физики. В рамках этих школ учителя не только знакомятся с деятельностью ОИЯИ и университета «Дубна», но и щедро делятся опытом. И есть еще одна уникальная возможность для повышения квалификации учителей - это международная научная школа в CERN. Попасть туда можно, пройдя конкурсный отбор. Автору посчастливилось стать участницей такой школы в 2017 году.
А если у вас нет возможности побывать в ОИЯИ и CERN, то можно организовать видеоконференцию с ОИЯИ и CERN. Не выходя из своего школьного кабинета, ребята смогут задать вопросы ученым. И здесь, пожалуй, главное - интерес и увлеченность педагога.
В завершение хочется отметить, что нашим городом предоставляется огромное количество бесплатных ресурсов, площадок для профессионального само­определения старшеклассников в инженерном и техническом направлениях. Основной задачей педагогов является своевременное выявление заинтересованных и увлеченных ребят и оказание помощи в выборе дополнительной образовательной площадки, содействие в ориентировании среди множества ресурсов и возможностей.

Ирина СЕМИЛЕТОВА, учитель физики школы №825;
Александр АЛЕКСЕЕВ, учитель биологии школы №825