Если провести ассоциацию с учебно-воспитательным процессом, то можно подумать, что речь пойдет о директоре школы, но нет. В условиях масштабов современной школы на первый план выходит еще одна ключевая фигура - классный руководитель. Помните, еще вчера учителя жаловались ему на детей, по сути, перекладывая на него свои обязанности? А сегодня каждый признает, что только этот человек способен грамотно организовать взаимодействие всех специалистов, работающих с учениками класса, для решения поставленных задач, определяя зоны ответственности. Именно классный руководитель становится той системообразующей единицей формирования умения работать в команде - самого востребованного современного умения.
Классный руководитель видит проблемы класса и каждого ученика в отдельности, ставит диагностические цели и переводит их в задачи, организует взаимодействие педагогов своего класса для их решения. А объединение классных руководителей становится опорой в реализации программы школы по повышению качества образования. Конечно, чтобы это получилось, одного материального подхода к вопросу о классном руководстве недостаточно. Умным и неравнодушным должен быть такой человек, много чего знать, понимать и уметь. А значит, учить нужно специалиста, например, в школах классного руководителя. Мы у себя такую создали.
Какие же умения нужно передавать классному руководителю? Если эта фигура становится центральной в организации взаимодействия всех участников образовательного процесса своего класса, то нужно обучать методикам коммуникации, например методикам активного слушания. Огромное количество проблем в образовании между педагогами и детьми, между педагогами и родителями появляется из-за того, что мы пытаемся выстроить диалог, не слыша собеседника. Необходимо формировать навыки проектного мышления, что позволит, в частности, эффективно использовать главный ресурс - время, учить методам целеполагания на основе наблюдаемых действий, именно такой подход позволяет ставить диагностические цели. Можно воспитывать без «чтения моралей и проповедей», если овладеть технологией творческого мышления, заодно стать нескучным и принимать нешаблонные решения. Кстати, именно творчество, как доказали ученые, является гарантией от синдрома выгорания. К этим умениям надо добавить последовательность своих требований и действий, подтверждение личным примером своих слов и понимание, что процесс воспитания начинается с самого близкого себе человека, с себя.
И становятся классные руководители с педагогами своих классов проектными командами, объединенными общими интересами и общими целевыми установками, а это является залогом повышения качества образования.

Карина ЧЕРНЯКОВА, директор школы «Карьера»