Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать. Многие мамы и папы делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе (школьная программа поменялась, знания родителей устарели). Совместные занятия заводят в тупик, и все это выливается в ссоры. Следует также учесть, что сейчас созданы огромные возможности для дополнительного образования, дети во второй половине дня активно занимаются в кружках и спортивных секциях, и это порой оказывается трудно совместить с выполнением домашних заданий, невозможно все успеть.
Так помогает домашнее задание усвоить материал или крадет детство? Может, это уже пережиток прошлого и его надо отменить?
О целесообразности домашних заданий размышляли участники круглого стола на тему «Домашние задания: за и против» в Московской городской Думе 21 февраля. Круглый стол подготовлен и проведен Общественной палатой города Москвы. Были выслушаны все заинтересованные стороны: представители родительской общественности, педагоги, обучающиеся. После жарких дискуссий пришли к выводу: домашнее задание должно быть оставлено, но творчески переосмыслено. Совместно выработали признаки эффективных домашних заданий:
- целесообразность и целенаправленность;
- вариативность;
- творческая компонента;
- межпредметность.
При разработке домашних заданий учителя:
- используют электронные ресурсы (предложено создание в МЭШ банка интересных творческих межпредметных домашних заданий; также обращалось внимание, что, используя электронные ресурсы, в частности онлайн-тесты, в качестве домашнего задания, учитель может еще до урока получить представление, с чем дети справились, а с чем - нет, и скорректировать план предстоящего занятия);
- формулируют домашние задания предельно корректно и ясно как для детей, так и для родителей, своевременно размещая задания в электронном дневнике;
- формируют компетенции XXI века (информационная и медиаграмотность, коммуникация и сотрудничество, критическое мышление, творчество), а не нацеливают детей на механическую зубрежку и репродукцию знаний;
- выстраивают ход учебного занятия так, чтобы обучающиеся хотели углубиться в изучаемую тему, или решить проблемную задачу, значимую для следующего урока, или успешно закрепить новое знание;
- формулируют домашние задания по устным предметам как проблемные и мотивирующие развивать навык осмысленного чтения и публичного выступления, письменные задания по этим предметам сводят к минимуму (это пожелание родителей);
- рассчитывают объем домашнего задания, ориентируясь на нормы ­СанПиН, определяющие совокупное предельное время в день на домашнюю работу школьников в соответствии с выстроенным механизмом распределения этого времени по предметам («Зачем высокий уровень образования, если при этом губится здоровье?»).
Разумеется, невозможно полностью уйти от традиционных домашних заданий в виде выполнения упражнений, решения задач хотя бы потому, что для формирования любого навыка необходимо многократное повторение. Но, думается, каждому учителю стоит проанализировать, что, с какой целью и в каком объеме он задает, и провести необходимую коррекцию с учетом требований времени, пожеланий родителей, потребностей обучающихся.
Могу поделиться некоторым своим опытом домашнего задания, стимулирующего познавательную активность, с использованием ресурсов города. При изучении на уроках истории тем, связанных с развитием культуры, искусства в XIX веке, предлагаю ребятам поучаствовать в квесте по залам ГМИИ имени А.С.Пушкина (отдел «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков»). Желающие получают у меня лист с заданиями, все необходимые инструкции и отправляются в музей с родителями или самостоятельно. Поскольку посещение музея требует времени, я оговариваю возможность выполнения задания в течение месяца. Квест разрабатываю сама, формулируя задания таким образом, чтобы ребята работали именно с экспонатами и информационными стендами музея, а не с интернет-ресурсами. Школьники, проявляющие интерес к таким заданиям, всегда находятся. Ценность такого рода домашних заданий, с моей точки зрения, заключается не только в том, что они позволяют дополнить знания, полученные на уроке, выйти за рамки учебника, развивать навыки поиска информации из разных источников, но и в том, что эти задания способствуют совместному познавательному досугу всей семьи. Помимо традиционных музеев в Москве много других культурно-познавательных объектов, например павильон «Умный город» на ВДНХ, которые можно использовать для подобных домашних заданий по самым разным предметам, причем таких, которые позволяют применять полученные знания на практике. Главное, чтобы это не превратилось в обязаловку под угрозой двойки с требованием выполнения к следующему уроку.

Ольга ПРЯЖНИКОВА, учитель истории школы №641 имени С.Есенина