Но каким же образом младший школьник становится реальным субъектом (автором, инициатором) проектной деятельности?
Учитель постепенно передает младшим школьникам для самостоятельного осуществления этапы проектной деятельности, формируя тем самым различные проектные умения.
Ежегодно в нашей школе проходит творческий проект «Рапорт класса», который готовит к традиционному общешкольному празднику чести школы. Этот праздник проходит в конце апреля, подводятся итоги, ребята награждаются за успехи в различных видах деятельности. Каждый класс к этому празднику готовит рапорт о жизни классного коллектива за прошедший год в форме стенной газеты.
Рапорты 1‑х классов почти полностью выполняют взрослые (учитель и родители), сохраняя при этом прозрачность деятельностной проектной ситуации. На этапе проблематизации учитель мотивирует к созданию рапорта вопросом «Что такое стенная газета?». Первоклассники еще не представляют, что такое стенгазета.
Учитель показывает рапорты предыдущих лет и объясняет, что с помощью рапорта можно рассказать о жизни своего класса ребятам из других классов на празднике чести школы. Первоклассники загораются. Учитель сам предлагает замысел, описывает образ будущего рапорта (например, образ дерева) и объясняет, что и как нужно сделать. Раздает задания. Например, на разноцветных листочках в форме кленовых листьев ответить на вопрос: «Что в этом году было для тебя самым важным, интересным, запоминающимся, удивительным?» Для детей это самостоятельная часть проекта. Эти листочки учитель затем собирает в общее дерево.
Во 2‑м классе учитель приносит чистый лист ватмана и задает вопросы: «Что для вас в этом году было самым интересным? Что должно появиться на этом листе?» Например, в одном из двух классов большинство детей назвали новогодний праздник «Путешествие на воздушном шаре». У учителя рождается замысел сделать рапорт в виде воздушного шара. Далее учитель осуществляет планирование, определение этапов работы, распределение заданий: выбрать и приклеить фотографии, сделать надписи, каждый ребенок делает свой шарик, в котором отвечает на различные рефлексивные вопросы учителя.
Рапорт 3‑го класса менее презентабельный, но более самостоятельный. Например, учитель может проблематизировать вопросом: «Отразилось ли юбилейное событие нашей страны (70‑летний юбилей Великой Победы) на жизни нашего коллектива?» Показать в рапорте связь жизни класса с жизнью страны - цель проекта. Как это можно сделать, дети планируют вместе с учителем и самостоятельно реализовывают. Потом самостоятельно презентуют свою стенгазету сначала учителю, потом ребятам из других классов.
В 4‑м классе учитель только проблематизирует и из предложенных детьми вариантов отбирает один замысел, который становится целью, то есть образом ожидаемого продукта. Дети уже самостоятельно распределяют между собой задания, планируют, когда и как они будут их выполнять и реализовывают задуманное. Готовый рапорт презентуется родителям на совместном родительском собрании.
Другим примером системного развития субъектности младшего школьника в рамках проектной деятельности являются междисциплинарные проекты на базе курсов «Технология» и «Изобразительное искусство». Это творческие коллективные проекты, рассчитанные на 2‑3 урока, презентация которых осуществляется в форме постоянно действующей выставки «Шаги в мир прекрасного». Организатор этих проектов, учитель изобразительного искусства А.С.Крылова, использует в своей работе идеи Б.М.Неменского: дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью через привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Таким образом, в силу возрастных особенностей младших школьников при организации проектной деятельности в начальной школе учитель занимает единственно возможную позицию - организатора деятельности учащихся, руководителя проекта, который определяет как собственные педагогические цели проектной деятельности, направленные на образовательные результаты, так и цели проекта, которые должны стать личностно значимыми для ребенка, чтобы состоялась его проектная деятельность.
Свои целостность и продуктивность проектная деятельность обретает только при условии ее системной организации.
Несмотря на широкий спектр образовательных результатов, движение к которым возможно через организацию проектной деятельности, приоритетность тех или иных результатов позволяет нам выделить два направления в содержании проектной деятельности.
Первое направление - учебное проектирование, цель которого обучить школьников технологии проектирования с помощью главного дидактического средства - учебного проекта. Учебное проектирование направлено на решение учебно-практических задач, приоритетные образовательные результаты - метапредметные (проектные универсальные учебные действия).
Второе направление - социальное проектирование, в основе которого лежит социальный проект как средство формирования личностных результатов, являющихся приоритетными. Социальное проектирование направлено на изменение социальной ситуации.
Каждое из направлений реализуется через различные типы проектов - учебных и социальных. Назовем некоторые типы проектов, организаторами которых стали учителя начальных классов школы №825:
1) информационные учебные проекты, реализуемые многими учителями в рамках различных образовательных областей («Природные зоны России», «Путешествие по Красной книге», «Меню собственного ресторана», «Австралия», «Мир будущего»);
2) практико-ориентированный учебный проект «Наша русская земля начинается с Кремля», авторы которого стали лауреатами городского конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов «Урок в Москве. Деятельностный подход»;
3) игровые (ролевые) учебные проекты «Путешествие по скандинавским странам», «Эта удивительная картошка», «Театр на английском языке», «Школьный киноклуб».
Учителя нашей школы активно включают младших школьников в коллективные социальные проекты, которые нацелены на развитие отношений сотрудничества его участников, объединенных общим замыслом проекта. На наш взгляд, именно сегодня, когда отмечается рост разобщенности в обществе, особенно важно учить детей сотрудничеству, умению договариваться, согласовывать свои действия с действиями других людей, от которых зависит общее дело, и осознавать ответственность своей работы за общий результат. В этом мы видим один из смыслов проектной деятельности.

Ольга КОЖУРОВА,
Наталья ГРИГОРЬЕВА,
Ольга БРЫЗЖЕВА,
учителя начальной школы №825