28 апреля 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года театра». Столица откликнулась. Так, был создан совместный приказ Департамента культуры города Москвы и Департамента образования города Москвы от 3 мая 2018 г. №317/ОД/176 «О посещении учреждений театрального и концертного типов, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, организованными группами обучающихся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Мы не случайно остановились на этих документах. Дальше начинает работать принцип «естественного отбора». В столице множество театров, каждый заслуженно любим и популярен. И каждый рад юным зрителям.
Театр «Школа драматического искусства» интригует уже самим названием. Название дидактично, здесь, видимо, чему-то хотят научить зрителя? А давайте заглянем в театр. Начнем с фойе. Правильно и современно организованное пространство кажется изысканным музейным залом европейского образца в хорошем смысле. Здесь просторно, а винтовые лестницы и галереи, пересекающие это пространство, таят какую-то загадку: а может, это и не театр, а действительно какая-то современная столичная школа?
Ощущение, что ты уже находишься в процессе обучения, органично возникает сразу. Ведь стены фойе, коридоров, переходов своим оформлением переносят тебя из одной культурной эпохи в другую…
Театр «Школа драматического искусства» был задуман как экспериментальный известным российским режиссером Анатолием Васильевым. Концепция театра строилась на соединении традиционного психологического и игрового театра с максимальным проникновением в идейный и эстетический замысел автора. Это удалось Анатолию Васильеву и вполне сохраняется и развивается режиссерами театра Александром Огаревым и Игорем Яцко сегодня. На наш взгляд, эксперимент этот очень приближал театр к проблемам, которые решала и решает школа, - это освоение великой русской литературы, ее идеалов и языка. Сегодня театр широко востребован московским зрителем и московскими школьниками. И этому есть объяснение.
«Школу драматического искусства» отличает репертуар, который максимально приближен к потребностям школы. Основа репертуара - русская классическая драматургия. Хотите помочь современному недорослю разобраться в грибоедовском утверждении, что бывает горе от ума? Приходите в театр, и вы поймете, что текст Грибоедова гораздо шире традиционного анализа в учебнике литературы, в который и невозможно поместить все критические оценки и истолкования пьесы. Театр встал как бы рядом с автором и показал, что Грибоедов не только «общественный обвинитель» века вчерашнего, но и человек, глубоко сочувствующий всем своим героям, которые то правы, то виноваты, но чаще живут с накалом эмоций и разочарований, как это и бывает в жизни. Совершенно удивительно, что в театре идут несколько пьес по произведениям Гоголя. Теперь случается нечасто. Здесь и «Мертвые души», и «Игроки», и «Женитьба». Бережное и уважительное отношение к тексту Гоголя отмечается во всех постановках. У режиссеров есть свои возможности и средства помочь актерам выразить то, что на самом деле хотел сказать Гоголь, договорить и додумать, но не за Гоголя, а скорее за зрителя, который не всегда может освоить глубину гоголевского текста. «Мертвые души» - спектакль неожиданный. Быстрый, яркий, динамичный. Но при этом темпе (а гоголевское время в поэме неспешно, но вбирает прошлое и настоящее, а потом и будущее) зритель должен напряженно следить за текстом, который бережно сохранен в постановке. Спектакль при этом очень музыкален. Здесь звучат русские песни и даже Ноздрев танцует!
А вот и впечатления учителей:
- Вчера были на спектакле «Мертвые души». История подарка» в театре «ШДИ». Можно уже сказать, что мы полюбили это место и его атмосферу. Один из десятиклассников даже сказал: «Мы как раз сегодня писали сочинение, знаете, сейчас бы я написал его совсем иначе, лучше. Теперь я увидел иначе».
Здесь много музыки. Исполнение шедевров русской и западной музыкальной классики положено в основу спектакля-концерта «В детской», «Шаляпинских вечеров». В театре есть свой хор.
Все средства режиссуры и актерской игры заставляют зрителя напряженно не только смотреть, но и думать…
Когда-то Гоголь написал: «Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Репертуар, уровень интерпретации классической русской драматургии на сцене театра доказывают верность этим словам. Внушительная часть произведений школьной программы представлена «Школой драматического искусства». Думаю, что сочетание постановок по творчеству А.С.Пушкина, А.Н.Островского (а их идет несколько на этой сцене) и А.М.Горького - явление нечастое сейчас. Радует, что театр не проходит мимо авторов, судьба произведений которых находится сейчас в ситуации пристрастной оценки. Ну много ли школьников знают и любят стихи Маяковского? Ответ предполагается разный, но проблема очевидна.
Посмотрите спектакль «Председатели земного шара» (режиссер А.Огарев). Дети смотрят завороженно. Маяковский говорит со сцены с ними о сложном жизненном выборе молодости: кем быть, как воспринимать свою эпоху, кого любить и за что? Текст и режиссура спектакля - это форма диалога поэта и читателя. Спектакль убеждает, что Маяковский «знал силу слов». А поэтому многому мог научить.
Несколько дней назад в театре состоялась премьера «Женитьбы» Н.В.Гоголя. В зале среди зрителей были ученики школ №1527, 2128. 1948,1375, 1770, 463. Спектакль был ими принят. Пьеса, много раз поставленная и хорошо узнаваемая по известному фильму. Но сегодня для воплощения гоголевского замысла нужен другой театральный язык. И режиссером Александром Огаревым этот язык был найден. На сцене все время менялся темп исполнения: то действие явно замедленно, то, наоборот, динамично и зримо, но в то же время по-гоголевски.
Труппа театра мобильна. Артисты с радостью едут в московские школы, а там их с интересом и благодарностью встречают. Совсем недавно такой театральный праздник прошел в школах №1375 и №939. В нашей школе №1375 ребята посмотрели спектакль по поэме А.С.Пушкина «Граф Нулин». А поэма Пушкина не так проста, как может показаться. Даже у критиков не было единства в ее оценке. То ли веселая шутка, то ли жанровые картинки помещичьего быта, то ли очень серьезная пьеса. Актерам театра удалось воплотить всю сложность пушкинского замысла. И цель встречи театра и школы была достигнута.
- Я сам занимаюсь в театральном кружке, - говорит ученик 10‑го класса Вадим Мирманов. - Актеры в школе - это настоящий мастер-класс для меня. Я как зритель почти не отделен от актера сценой: понимаю, как надо играть. Есть возможность с актерами поговорить, это очень важно.
- Мы с этим театром подружились давно, - подключается к разговору Сабина Осипова. - Но все равно встреча на нашей территории оказалась неожиданной и очень интересной. Актер на театральной сцене всегда кажется загадочным, а в школьном зале то, что происходит на сцене, ближе и понятнее, будто продолжается урок… Мы и не думали, что «Граф Нулин» - это о том, что нам близко и интересно, - о любви. После спектакля захотелось почитать Пушкина, потому что возникло смущение: мы не всегда любим книги, глубина многих произведений не открывается подростку. А театр - это умный помощник и наставник. Будем ждать театр в гости…
Мне удалось поговорить с артистами.
- Выезд спектакля именно в школу имеет свою особенность, - считает Игорь Лесов. - Все-таки школьники очень остро реагируют на то, когда им что-то навязывают, поскольку тут имеют место юношеский максимализм и категоричность в восприятии. И необходимо выйти к ним с той степенью открытости и искренности, чтобы они тебя приняли и пошли за тобой! Я считаю, что это случилось в этих выступлениях, и произошло наше совместное единение через поэзию Пушкина. В этом я вижу для себя очень важный опыт!
Смысл общения со зрителем замечательно объяснил Станиславский: «Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные. Приходит литератор, приходит артист, он видит эти идеалы, он очищает их от всего лишнего, облекает их в художественную форму и преподносит тому народу, который их создал, но в таком виде, когда эти идеалы лучше усваиваются, лучше понимаются». Театр одним из первых в столице откликнулся на совместный проект Департамента культуры и Департамента образования и науки «Театр в школе». И, как видим, есть реакция школьников на этот проект. Хочется надеяться, что когда закончится Год театра, то этот нужный и полезный проект будет длиться и длиться…

Наталья МИХАРЕВА,
директор школы №1375