В школе №825 существует и продолжает развиваться воспитательная система, созданная под руководством Владимира Абрамовича Караковского. Эта система дает свои положительные результаты и по сей день благодаря ежегодно повторяющимся коллективным творческим делам (КТД). Эти ключевые дела проводятся постоянно, меняется лишь их содержание, может меняться форма. Если говорить о формировании предпрофильного самоопределения, то стоит отметить такие дела школы, как предметные недели, тематические дни, встречи с интересными людьми (это и ведущие профессора вузов, волонтеры, спортсмены, кинорежиссеры, актеры), праздник знаний, тематические викторины в параллелях (о ВОВ, по литературным произведениям, к 50‑летию полета человека в космос), вовлечение в олимпиадное движение, погружение в эпоху, литературные вечера. Ребята включены в насыщенную жизнь школы, в атмосферу познания и творчества, а это сказывается на их успеваемости, формировании интеллектуальных интересов.
Образовательный процесс в школе открыт новому. Так, будучи шестиклассниками, ребята вверенного мне класса проявили интерес к компьютерному творчеству, робототехнике. Была проведена работа по организации сотрудничества с Дворцом творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара по программе учебного предмета «Технология». Реализация программы подразумевает коррекцию расписания и выделение одного учебного дня для посещения занятий на базе Дворца творчества.
Родители встревожились, не повлияет ли это увлечение на качество освоения основных предметов. Было проведено родительское собрание совместно с заместителем директора по качеству образования, на котором обсудили, что и как отразится на учебном плане, какие именно изменения будут в расписании. Удостоверившись в том, что все будет реализовано в полном объеме, родители поддержали это начинание. Ребята прошли обучение в рамках выбранного модуля, они приобрели базовые навыки графического дизайна, моделировали роботов и ознакомились с основами программирования, прошли курс по основам финансовой грамотности. Ребята остались очень довольны. Нашлись в классе и те, кто до сих пор продолжает совершенствовать свои знания в этой области и посещает кружок по робототехнике на базе нашей школы. И в этом году уже ученики младшей параллели переняли наш опыт сотрудничества.
Ребята моего класса с удовольствием принимают участие в математических боях, которые проводят выпускники МГУ. Уже дважды ребята участвовали в этих соревнованиях. Игра проходит с энтузиазмом и азартом. Так приятно видеть довольные лица, напряжение ума, желание выиграть! Ребята моего класса становились победителями этого турнира в параллели.
А в прошлом учебном году им было предложено попробовать свои силы в проекте «Математическая вертикаль». Серьезная работа по формированию группы/класса, которая вступила в этот проект, велась и продолжает вестись. Во-первых, мы выявляли интерес учащихся к математике, востребованность этого направления, а затем организовывали предварительное тестирование на предмет возможности участия в этой программе ребят. Во-вторых, это подготовка кадрового состава, прохождение курсов повышения квалификации. В-третьих, это информирование и разъяснительная работа с родителями, в рамках которой обсуждали как содержание, учебно-методический комплект, так и перспективы и открывающиеся возможности. В этом проекте нас курирует МФТИ, который организует на базе школы дополнительные занятия, консультации, вне­урочные мероприятия.
Форм сотрудничества школы с вузами, организациями дополнительного образования на сегодняшний день в нашем городе существует множество, и в своей работе мы используем их. Так, например, в этом учебному году мы заключили договор с центром технологической поддержки образования РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева по программе дополнительного образования «Космос и сельское хозяйство». В рамках этой программы состоялась лекция «Космическая медицина», где ребята узнали много интересных фактов о космонавтах и о состоянии человека в космосе. Они смогли не только увидеть, но и примерить датчики, которые позволяют проводить медицинское наблюдение за состоянием здоровья с Земли, рассмотрели аксессуары для адаптации тела к условиям невесомости, предметы личной гигиены, крепления для фиксации тела и многое другое. Лекция была проведена врачом из Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Такое общение со специалистом в области космической медицины не может не запомниться.
Затем мы посетили и сам Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина в Звездном городке. В завершение программы состоялась встреча с космонавтом Евгением Игоревичем Тарелкиным, который в 2012 году совершил полугодовой полет на МКС. В дружеской атмосфере этой встречи ребята с интересом слушали о космических буднях, о жизни в невесомости, о специфике подготовки к полетам в космос, о дружбе космонавтов, о новом проекте полета на Луну. Евгений Игоревич вел свой рассказ живо, с юмором, очень увлекательно. Он с удовольствием ответил на все вопросы ребят, сфотографировался с желающими и подарил памятные открытки с автографом. Так здорово, что Герои Российской Федерации такие открытые и общительные люди! И так здорово, что в системе московского образования есть такие уникальные возможности!
В продолжение сотрудничества с РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева для ребят была организована неделя биологии. В течение недели ведущие преподаватели МСХА проводили мастер-классы, интерактивные занятия, читали лекции. На занятиях присутствовали не только педагоги МСХА, но и их подопечные, что вызвало восторг у детей и живой интерес к содержанию занятий. На мастер-классах ребята знакомились с видовым разнообразием культур на реальных экспонатах. В такой дружеской, приятной атмосфере и должна проходить профилизация. Интерес к биологии заметно возрос, как и количество учащихся, занимающихся проектами по биологии. И в нашем классе есть победители, которые весной этого года примут участие в работе профильной смены в «Артеке» «Юный фермер» на бюджетной основе. Пожелаем им удачи и дальнейших успехов!
Уже стало традицией в нашей школе 8 февраля проводить встречи, посвященные Дню науки, тематические уроки. В этом году сотрудники ДТДиМ «Интеллект» организовали самый настоящий фестиваль! Для ребят с 5‑го по 11‑й класс проходили мастер-классы по химии, физике и программированию, на которых они могли самостоятельно выработать электричество, узнать, из каких химических элементов состоит человек, разобраться на практике, как работает компьютерная программа.
Кроме того, я со своим классом съездила в сам центр «Интеллект», в театр занимательной науки, на представление «Здравствуй, физика!». Этот визит произвел сильное впечатление на ребят, они с удовольствием изучали установки и исследовали принцип их действия. Ребята еще долго делились своими впечатлениями. Надеюсь, что интерес к изучению физики возрастет.
Помимо всевозможных образовательных программ я стараюсь привлечь ребят и к спорту. Так, в рамках проведения дня здоровья в сентябре мы приняли участие в туристической эстафете, которую организовал Дворец творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара. Руководители туристического кружка подготовили настоящие испытания: полосу препятствий с различными переправами, непростую велотрассу, ориентирование на местности. Ребята справились с заданиями, получили массу положительных эмоций и от прохождения этапов, и от общения с одноклассниками, и от замечательной погоды.
Предпрофильную работу проводим не только в масштабах класса, но и индивидуально. Так, например, внутри движения Junior WorldSkills учащаяся моего класса стала посещать курсы по швейному мастерству. Она осваивает швейное дело, моделирование и конструирование одежды. В конце обучения подросток получит не только базовые навыки шитья, но и свидетельство о профессиональной подготовке, а затем сможет принять участие в чемпионате профессионального мастерства Junior WorldSkills.
Классный руководитель создает условия для формирования предпрофильного самоопределения учащихся. Работа ведется как с учащимися, так и с их родителями, а также в тесном сотрудничестве с педагогами, работающими с классом, и администрацией школы. Наш город открывает безграничные возможности для познания и личностного развития, и мы рады этим воспользоваться!

Ирина СЕМИЛЕТОВА,
классный руководитель школы №825