Возможности, используя которые московский классный руководитель достигает ведущую цель своей деятельности - раскрытие талантов каждого ребенка, создание для него ситуации успеха, также беспрецедентны. Москва как единая образовательная площадка предлагает большое количество разнообразных и доступных для каждого ребенка и каждой московской семьи образовательных активностей. Классному руководителю необходимо лишь выбрать те, которые значимы и интересны для ребенка, мотивировать его на участие, помочь ему спланировать свое время для достижения максимальных результатов. Зная об индивидуальных образовательных потребностях ребенка, используя такой инструмент, как портал «Школа большого города» (https://school.moscow), обладая коммуникативными компетенциями, компетенциями осознанного выбора и планирования, вовлечение каждого ребенка своего класса в интересную именно для него активность - уже не глобальная цель, а реализуемая практическая задача.
В менеджменте одним из ключевых является понятие SMART-цели. Навык постановки SMART-цели увеличивает вероятность ее достижения.
Например, показатель рейтинга вклада в качественное образование московских школьников по раскрытию талантов на уровне класса может быть сформулирована так: с целью предоставления возможности раскрыть свой талант в той или иной области (значимая) в 2019‑2020 учебном году (ограниченная во времени) привлечь к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников и/или отборочном туре Московской олимпиады школьников (конкретная) 100% учеников класса (измеримая) по одному, наиболее интересному для ребенка, предмету, не ориентируясь на оценки по учебным предметам (достижимая).
Для достижения этой SMART-цели классный руководитель решает следующие задачи:
- сопоставляет показатели успеваемости по учебным предметам и имеющуюся у него информацию об интересах и увлечениях ребенка во внеучебное время, не связанных с оцениванием;
- мотивирует ребенка и семью на участие в олимпиадах, предоставляющих возможность проявить себя в ситуации, отличающейся от учебной и не предполагающей оценивания;
- ориентирует ребенка и семью по срокам участия в школьном или отборочном этапе Всероссийской олимпиады школьников и Московской олимпиады школьников;
- взаимодействует с учителями методического объединения класса с целью недопущения ситуации, при которой, ориентируясь исключительно на предметные результаты, один ребенок приглашается участвовать в нескольких олимпиадах, а другой не приглашается участвовать ни по одному предмету;
- контролирует планомерную подготовку детей учителем-предметником к олимпиаде 2019‑2020 учебного года: решение, анализ, разбор заданий школьного или отборочного этапа олимпиады прошедших лет.
Решая эти задачи для достижения одной цели, классный руководитель реализует все актуальные для его деятельности современные роли:
- помощник семьи в обучении и воспитании ребенка;
- координатор сотрудничества семьи и школы;
- навигатор семьи и ребенка в образовательном пространстве школы и города;
- интегратор ресурсов и возможностей;
- медиатор, мотиватор.
Изменение роли классного руководителя класса напрямую связано с новыми задачами, которые перед ним ставит школа, для достижения целей перед системой общего образования, поставленных государством. Правительство Москвы и учредитель обеспечивают школы в целом и классных руководителей в частности необходимыми ресурсами. Если при наличии полномочий и ресурсов для достижения целей через решение конкретных задач не установлены измерители полученных результатов и эффективности использования этих ресурсов, то говорить о том, что роль любого руководителя реализована в полной мере, бессмысленно.
Таким образом, трансформация классного руководителя в руководителя класса состоится тогда, когда будут установлены измерители достигнутых классными руководителями результатов. Поэтому наступило время, когда показатели эффективности деятельности руководителя класса - универсальные, измеримые, объективные, прозрачные - должны быть установлены. А достигаются эти показатели в том числе через умение руководителей класса ставить конкретные, измеримые, достижимые, значимые, ограниченные во времени цели.

Мария ПОЛЯТКОВА, директор школы №641 имени С.Есенина