Рассмотрим положительные стороны ЭЖД. В первую очередь это достаточно эффективный инструмент контроля. Раньше, до создания этой электронной системы, ребенок мог скрыть от родителей свои неудовлетворительные отметки разными способами: умолчав о них, замазав или исправив в бумажном дневнике или даже вырвав страницу с плохим результатом. Тогда единственным средством получения реальной картины успеваемости для родителей было общение с учителями.
С виртуальным журналом и дневником все становится намного проще, все успехи и неудачи учащегося будут как на ладони: с экрана компьютера, телефона, планшета можно отслеживать полученные результаты. Кроме того, прогулы и дни, пропущенные по болезни, также своевременно появляются в соответствующих клеточках. Если ребенок отстал, то родители, вовремя узнавшие об этом с помощью ЭЖД, смогут предпринять необходимые меры. А это очень важно - вовремя помочь ребенку наверстать упущенное.
Стоит отметить и такой момент: через ЭЖД директор, классный руководитель и учитель-предметник могут с легкостью связаться друг с другом по всем интересующим их вопросам, а также классный руководитель в случае необходимости может написать на стене аккаунта ученика индивидуальный комментарий или рекомендацию. В случае необходимости привлекаются и родители, которые через ЭЖД напрямую дистанционно связываются как с руководством школы, так и с классным руководителем, который в свою очередь постоянно в курсе дел учителей-предметников.
Классный руководитель - особая фигура в школьном образовательном процессе, наделенная большим количеством функций, которые по праву можно отнести к руководящим должностям. Классный руководитель - полноценный член управленческой команды школы, руководитель возможностей и успехов каждого ребенка, интегратор педагогического влияния на ученика, наставник и воспитатель обучающихся. Словом, классный руководитель - одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. В условиях индивидуализации образовательных маршрутов обучающихся, расширения диапазона возможностей получения образования как внутри школы, так и вне ее стен, взаимозачетов учебных достижений появление в школе руководителя класса с новыми полномочиями и ответственностью становится единственным реальным механизмом сопровождения каждого обучающегося. Но этот механизм будет действовать эффективно только при умелом использовании возможностей ЭЖД, поэтому от классного руководителя, как ни от кого другого, требуются тактичность, чуткость и внимательное отношение к каждому ребенку.
А какую пользу приносит ЭЖД непосредственно детям? По словам самих обучающихся, в первую очередь это актуальное расписание, которое всегда под рукой. Теперь в пару кликов ребенок с легкостью узнает свое самое свежее расписание. Не может не радовать и такая интересная вещь, как статистика класса. Заглянув в этот раздел, ученик сможет понять, где и в чем он отстает от своих сверстников по учебе, и сможет грамотно поправить положение дел. Домашнее задание с ЭЖД тоже становится куда приятнее, чем раньше. Учитель, можно сказать, транслирует каждому записанные им самим уроки, а вдобавок может прикрепить к заданию презентацию или картинку, что избавит учеников от поиска нужного материала в Интернете.
Наконец, важное преимущество ЭЖД - открытость данных о текущем состоянии процессов внутри школы вышестоящим структурам. Это способствует ликвидации ненужных вопросов между сторонами. Исходя из всего вышесказанного, можно с полной уверенностью сделать вывод, что ЭЖД - достаточно перспективный инструмент, действительно облегчающий жизнь как директору, классному руководителю, учителям-предметникам, так и родителям с учениками. Потому динамичность образовательной системы в настоящее время способна стабильно набирать обороты с учетом всех возникающих объективных нюансов.

Иван БОРИСОВ,
член Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы, учитель математики, классный руководитель 8‑го класса, председатель объединения классных руководителей
Школы имени Ф.М.Достоевского