Цифровые технологии окружают современного человека везде, с их помощью и космические ракеты запускают, и зарплату начисляют. В московской школе цифровые технологии используются и продолжают внедряться всюду: на уроке, при дистанционном общении с учениками, родителями и коллегами, в бухгалтерии, при ведении учета кадров, при обеспечении безопасности школы и учеников.
Московская электронная школа считается одним из самых перспективных нововведений в системе столичного образования за последние годы. Повышается уровень образовательного процесса, меняется и сам подход к организации обучения.
Используя новейшие технологии, Московская электронная школа позволяет не просто усовершенствовать образовательный процесс, она меняет саму логистику обучения. Электронные учебники для учеников, сценарии уроков, разрабатываемые и используемые учителями, выставление и синхронизация оценок несколькими кликами, доступ к электронному журналу для учителей, учеников и родителей, пояснение того, за что поставлена оценка и насколько качественно дан ответ или хорошо написана проверочная или контрольная работа, - все это и многое другое теперь доступно каждому участнику образовательного процесса. И все перечисленное лишь частичный срез возможностей МЭШ.
С точки зрения учителя, Московская электронная школа - кладезь ресурсов, расширяющих способы подачи материала. Школьный урок становится информативнее, визуально насыщеннее, а значит, интереснее. Благодаря цифровым технологиям урок буквально оживает, материал превращается из статичного в динамичный - от создания виртуальных лабораторий по химии или физике до построения интерактивных биографий писателей или исторических событий и памятных дат. На каждый сегмент школьной программы - от гуманитарных до точных наук - найдутся материалы в библиотеке Московской электронной школы, насчитывающей на 26 февраля 2019 года 33 тысячи опубликованных и одобренных экспертами электронных сценариев уроков, 348 учебников издательств, 883 электронных учебных пособия, 42549 интерактивных приложений.
Ученик получает не только доступ к учебникам по изучаемым предметам, ему открываются возможности быстрого доступа к домашним заданиям, подкрепленным справочными материалами, своим оценкам, расписанию, графикам контрольных работ и многому другому.
Электронная школа позволяет не просто держать под контролем образовательный процесс, но и прогнозировать успехи, вовремя справляться с задолженностями, без каких-либо ограничений иметь доступ к необходимым ресурсам. Образовательный процесс раскладывается на составляющие частички, позволяя комплексно подойти к его анализу. Появляются способы дополнительного контроля знаний ребят. Некоторые прежние формы работы, какими бы они ни казались некогда перспективными, утрачивают свои актуальность и эффективность.
Неотъемлемой частью пользователей МЭШ являются, разумеется, родители. Плотный график жизни любого работающего взрослого, накопившаяся усталость, да и множество хозяйственных забот не всегда позволяли вовремя проверять бумажный дневник, удостоверяться в выполнении домашних заданий, а порой даже узнавать, какими событиями был наполнен учебный день ребенка. С появлением Московской электронной школы и переходом на цифровой формат электронного дневника для родителей настала новая эра взаимодействия с отчетами о школьной жизни своих детей. Достаточно запустить приложение для смартфона, и каждый родитель получает доступ не только к оценкам ребенка, но и к отчетам по опозданиям, пропускам, достигнутым результатам и тому, за какой конкретно вид деятельности поставлен определенный балл. Ушли в прошлое отговорки детей «нам ничего не задали», «откуда двойка, не знаю» и прочие извечные проблемы бумажной эпохи. Политика прозрачности и диалог с учителем-предметником и классным руководителем через комментарии к оценкам позволяют точно знать, повторение какой части материала следует проконтролировать, а также удостовериться в отсутствии задолженностей по предметам и узнать прогнозируемый балл за определенный аттестационный период.
Кроме того, большинство школьных кабинетов оборудовано электронными панелями, что является еще одним источником трансляции материала нового образца: интерактивные уроки, задания, тесты, медиапроекты, аудио- и видеоконтент, мультимедийные разработки - все это теперь используется постоянно, усовершенствуя материал урока и делая его нагляднее и доступнее для учеников. Сыпучий мел и скрипучая доска остаются в прошлом. То, что несколько лет назад казалось футуристичным представлением о будущем образования и подаче материала, стало повседневной реальностью.

Ярослав ЖУКОВ,
директор Школы имени Ф.М.Достоевского