Порядок и процедура формирования за это время претерпели значительные изменения, и не без основания можно говорить, что на сегодняшний день обеспечивается разумное и справедливое представительство в этом органе всех сторон образовательных отношений.
Добровольная аккредитация управляющих советов, осуществляемая Общественным советом при Департаменте образования и науки города Москвы, сыграла не последнюю роль в том, насколько сегодня деятельность управляющих советов школ является организованной, планируемой и результативной.
В определенном смысле задача межрайонного совета директоров - стать инновационной экосистемой. Предполагается, что в экосистему поступают уникальные ресурсы извне, которые все стороны образовательных отношений могут использовать себе во благо. В противном случае результативное существование межрайонных советов директоров даже в среднесрочной перспективе можно поставить под сомнение.
Горизонтальные взаимосвязи между частями экосистемы - важное условие создания инноваций. Эти взаимосвязи сегодня выстраиваются между заместителями директоров школ, классными руководителями, специалистами по питанию, специалистами по обеспечению безопасности.
Такое взаимодействие необходимо и на уровне общественности, и на уровне основных органов школьного самоуправления, управляющих советов школ города.
В межрайоне №17 мы приступили к решению этой непростой задачи. Причем председатели управляющих советов оказались очень заинтересованными в создании межрайонной площадки для общения и выработки общей стратегии. И этому, на мой взгляд, есть логичное объяснение. Интерес к государственно-общественному управлению школьной жизнью серьезно возрос. Родители, представители общественности и сами обучающиеся заинтересованы в конструктивном решении не только насущных вопросов школы, но и вопросов, касающихся стратегии развития. Председателями управляющих советов в последнее время становятся значимые фигуры для жителей районов, зачастую имеющие серьезный опыт работы с населением и в политике. Но, несмотря на этот серьезный интерес, прошло очень мало времени с того момента, как управляющие советы стали серьезным игроком в принятии решений. Наработано еще очень мало опыта конструктивной работы, еще не все знают всех возможностей управляющих советов. Боб Стил однажды сказал, что хуже, чем жить в одиночестве, может быть только желание жить в одиночестве. Именно нежелание жить в одиночестве первооткрывателей подтолкнуло к созданию межрайонного управляющего совета.
Межрайонный управляющий совет стал площадкой для обмена знаниями, умениями и опытом между активными гражданами - членами управляющих советов 14 образовательных комплексов районов Люблино, Кузьминки, Рязанский Юго-Восточного административного округа города Москвы. При этом межрайонный управляющий совет благодаря сети взаимодействия со всеми управляющими советами школ позволяет оперативно и эффективно решать актуальные вопросы, связанные с осуществлением деятельности управляющих советов, в вопросах проведения заседаний, согласования локальных актов, принятия тех или иных решений.
Но самое удивительное, что помимо проблемы, откликом на которую стало создание межрайонного управляющего совета, этот совет стал решать задачи, которые казались нерешаемыми на уровне межрайона: это вовлечение населения района в оперативное и эффективное решение вопросов своего района (народный контроль, правовая помощь, помощь в подготовке и проведении праздников района, общественные наблюдатели на выборах в УС школ района, ГИА; выстраивание системы внутреннего самоконтроля в МСД, в том числе общественный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью школ).
Несомненно, что межрайонный управляющий совет - это уважаемый крупный орган государственно-общественного управления, к мнению которого охотно прислушиваются директора межрайона, управы районов, советы муниципальных депутатов, управляющие советы школ МСД.
Межрайонный управляющий совет (МРУС) как постоянно действующий совещательный орган по выработке предложений и рекомендаций, направленных на решение вопросов, связанных с осуществлением деятельности УС образовательных организаций, - это знания и усилия компетентных неравнодушных людей, организованные таким образом, что они значимо увеличиваются.
Говорить о том, что мы сейчас понимаем до конца, какие задачи под силу межрайонному управляющему совету, что мы готовы юридически прописать и регламентировать деятельность этого органа, очень рано. Мы в начале пути по созданию экосистемы МСД и тем более в начале пути по созданию государственно-общественной системы управления на уровне межрайона.
За последние годы Департаментом образования и науки города Москвы инициировано много проектов. Возьмем для примера «Субботу московского школьника». МРУС может помочь расширить перечень активностей за счет возможностей каждого из участников. Причем не только расширить, но и оперативно донести эту информацию до обучающихся и их родителей.
Сейчас городом активно развивается проект «Московское долголетие». На сегодняшний день школы используют только собственные ресурсы для реализации этого направления. Члены МРУС могут дать толчок заключению договоров сетевого взаимодействия школ с различными площадками, отличными от школ. Крупные торговые центры на своей базе могут сделать на постоянной основе мастер-классы самых различных направлений, банки и бизнес-центры способны дать толчок экономическим направлениям как в рамках проекта «Московское долголетие», так и в рамках городского проекта «Суббота московского школьника».
Одна из задач школы - дать понять ребенку, зачем ему нужны полученные знания. Московский школьник уже не единожды побывал в Кидбурге, Мастерславле или Кидзании. А что дальше? А дальше практико-ориентированные занятия, инициированные членами МРУС. Сможет ли это сделать управляющий совет одной школы? Однозначно - нет! В Москве есть образовательные организации, реализующие такие практико-ориентированные проекты, но подчас это может позволить себе не каждый родитель.
Таким образом, МРУС - это поворот к семейным ценностям, когда родители делятся своими возможностями с детьми и своими родителями, фактически создавая уникальный городской проект. Причем инициатива тут может идти не от ГМЦ, МЦРКПО, а непосредственно от МРУС, использующего инфраструктуру конкретного района и потребности его жителей.
За последние годы жители города привыкли, что школа - это место, куда приходят не только за знаниями по математике и литературе. Тут проходят выборы и встречаются с главами управ, решаются вопросы благоустройства района и строительства метро. МРУС способен оказать содействие школе, в которой проводится такое мероприятие. Отдельный управляющий совет сделать это тоже, конечно, может. И директор отдельной школы может. Но качество мероприятия будет, несомненно, выше, если будут задействованы усилия МРУС.
Совместная работа нескольких управляющих советов путем объединения в МРУС даст качественно новый толчок всей инновационной экосистеме, организуемой городом.

Андрей АЛФЕРОВ,
председатель управляющего совета школы №2010 имени Героя Советского Союза М.П.Судакова