Именно потому такая звенящая тишина в минуту молчания в этот праздник. Кто-то чтит память погибших родственников, кто-то вспоминает слезы радости вернувшихся с фронта, и всех вновь и вновь переполняет чувство благодарности за наше мирное и голубое небо над головами. Нашим дедам, прадедам удалось одержать верх над злом через самопожертвование, через единение всех перед лицом общего врага. Сила в единстве, взаимопомощи и любви к Родине. Мы должны брать пример с героев-победителей, чтобы для наших детей, нынешних школьников, победа в Великой Отечественной войне значила намного больше, чем просто факт из истории.
Для этого не надо много, не надо громких речей, не надо громогласных бравад, нужна только память о том, что война прошла по улицам наших городов, районов, вовлекая абсолютно каждого в пучину событий. «Победа русского оружия ковалась не только в великих битвах, она ковалась на оборонных заводах, на линиях укрепленных районов, ковалась мужеством и трудом каждой семьи. Особенно это чувствуется в Москве, городе, до сердца которого немцам оставалось пройти 29 километров. Линии московского укрепленного района прошли по территориям почти всех современных районов, осадное положение коснулось всех жителей без исключения, но город продолжал жить и трудиться: от зари до зари работал на предприятиях, формировал ополчение, переживал сниженные пайки обеспечения, надеялся на Победу и верил в нее» - так подчеркивает значимость празднования этой даты депутат Государственной Думы Федерального Собрания И.В.Белых, возглавившая организационный комитет стартовавшего в Москве общегородского проекта «Мой район в годы войны».
- У нас сложилась сплоченная работоспособная команда единомышленников, искренне верящих в проект, - комментирует Мария Поляткова, директор школы №641 имени С.Есенина, заседание организационного комитета, состоявшееся 22 февраля. - Честь быть у истоков такого большого дела. Ирина Викторовна генератор блестящих идей, которые находят отклик у школьников, родителей и педагогов. Кстати, благодаря четкой организации и дисциплине это уже не первый проект, который мы вместе воплощаем в жизнь и верим, что он состоится: полученные школьниками знания и навыки в рамках успешно реализуемого проекта «Московский экскурсовод» станут серьезной базой для исследовательской работы проекта «Мой район в годы войны».
Проект «Мой район в годы войны» готов и должен стать тем образовательным, объединяющим, изучающим проектом, который напомнит каждому москвичу, как война затронула каждого, как трагедия того времени близка всем. Ведь многое из того страшного периода нашей страны осталось у нас в памяти, но не изучено до конца для памяти будущих поколений.
Запуск проект состоялся в декабре 2018 года в Музее Победы на Поклонной горе по инициативе Департамента образования и науки города Москвы, депутата Государственной Думы И.В.Белых и Московского городского совета ветеранов. И уже в ходе первой встречи было определено, что включиться в этот проект - почетная обязанность всех школ города. А основными инструментами проекта станут московская электронная школа и интерактивная карта каждого района, на которой будут отмечены все места на карте современной Москвы, связанные с жизнью и деятельностью жителей во время Великой Отечественной войны, по следующим направлениям: образование и культура; медицина; аэропорты, аэродромы, противовоздушная оборона Москвы; события; судьбы; наука, промышленность и транспорт; водная система Москвы; улицы, строения; историко-краеведческие, туристические маршруты.
14 марта в Музее Победы прошла стендовая конференция, на которой московские школьники представят свои планы и первые результаты поисковой работы в рамках проекта «Мой район в годы Великой Отечественной войны».
В этом проекте объединяются школы, музеи, библиотеки, архивы, военные комиссариаты, районные советы ветеранов, органы исполнительной власти города. В проекте заложена серьезная исследовательская составляющая: многое из того, что изучено, утеряно, а многое осталось неизученным, многое - разрозненным. Цель мероприятий проекта - дать возможность школьникам, их семьям изучить историю малой родины, понять, как жил их район в годы войны, как их сверстники пережили это трагическое событие. А в результате реализации проекта будет создана интерактивная карта города, которая поможет узнать о вкладе каждого района в дело Победы, будут составлены и пройдены историко-краеведческие маршруты для всех возрастных категорий, различные по протяженности и времени. Все образовательные организации Москвы постепенно включаются в реализацию проекта.
Сколько детей родилось на территории современного района Москвы в годы Великой Отечественной войны? Сколько детей не родилось на территории современного района в годы Великой Отечественной войны? Действовал ли госпиталь для раненых солдат на территории района? Что было на месте современного здания школы, на месте дома, в котором я живу? На каких московских заводах работали сверстники современных школьников в годы войны? Какое участие принимали жители города и школьники в противовоздушной обороне? Действовали ли высшие учебные заведения Москвы в годы Великой Отечественной войны? В каких условиях учились школьники, чьи отцы ушли на фронт и от которых уже давно не было вестей? Где были расположены летные школы, артиллерийские школы, разведшколы, курсы медсестер, по окончании которых 17‑летние уходили на фронт (и очень многие не возвращались), какие театры работали?
На открытии проекта в декабре 2018 года Ирина Викторовна Белых сказала:
- Сейчас мы первопроходцы, на нас смотрит вся Москва, а на Москву вся Россия. Нужно узнать, как укрывались парки, как сохранялись коллекции музеев, найти имена героев, которые жили в соседнем доме, певцов, которые исколесили дороги по всем фронтам, рассказать историю военных журналистов, узнать, сколько детей родилось в те страшные годы, где были родильные дома в те времена. Каждый из столичных районов вносил свой вклад в Победу. Мы должны об этом помнить всегда.
Искать, найти ответы на эти и многие другие вопросы, представив результат поисковой и исследовательской деятельности московских школьников, доступный каждому жителю или гостю Москвы, чтобы помнили и хранили эту память, - цель участников проекта.

Виктор НЕУМЫВАКИН,
директор школы №1367

Председатель организационного комитета Белых Ирина Викторовна - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Члены организационного комитета:

Смирницкая Марина Владимировна - заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы
Курнышева Екатерина Владимировна - директор школы №1798 «Феникс» (ВАО)
Коваль Татьяна Вячеславовна - директор школы №1347 (ЗАО)
Неумывакин Виктор Сергеевич - директор школы №1367 (ЮВАО)
Поляткова Мария Анатольевна - директор школы №641 имени С.Есенина (ЮВАО)
Щербакова Галина Сергеевна - директор школы №904 (ЮАО)
Илюхина Вера Алексеевна - директор школы №2006 (ЮЗАО)
Варгамян Марина Викторовна - директор школы №1571 (СЗАО)
Савчук Елена Ивановна - директор школы №2005 (СЗАО)
Тверская Наталья Викторовна - директор школы «Перспектива» (САО)
Курчаткина Ирина Евгеньевна - директор школа №1474 (САО)
Патрикеева Ирина Джолдошевна - директор школы «Глория» (СВАО)
Ващилин Анатолий Сергеевич - директор школы №1194 (ЗелАО)
Грабарник Татьяна Николаевна - директор школы №1554 (ЗелАО)
Лукашук Олеся Николаевна - директор школы №2107 (ЦАО)
Кусакина Светлана Николаевна - директор школы №2057 (ТиНАО)
Мельниченко Игорь Иннокентьевич - первый заместитель директора Центра военно-патриотического воспитания и школьного спорта