В ответ на этот вызов все больше педагогов и ученых говорят о том, что школы должны быть переосмыслены как обучающиеся организации, способные быстрее реагировать на изменения внешней среды, внедрять инновации в организации и в конечном итоге улучшать результаты учащихся.
Концепция обучающихся организаций начала набирать популярность в конце 1980‑х годов. Термин «обучающиеся организации» (learning companies), широко распространившийся в Европе в 1990‑е годы, в России стал известен недавно. Общепризнано, что обучающаяся организация является необходимостью, способность организации к обучению будет единственным устойчивым конкурентным преимуществом в будущем. Это организация, где создаются атмосфера обучения, культура обучения или среда обучения и где научиться учиться важно для всех участников образовательных отношений.
Экспертное сообщество предлагает интегрированную модель школы как обучающейся организации, в которой основное внимание уделяется:
- развитию видения, ориентированного на обучение всех учеников;
- поддержке непрерывного обучения для всех сотрудников;
- содействию командному обучению и сотрудничеству между всеми педагогами;
- созданию культуры инноваций и исследований;
- встраиванию систем сбора и обмена знаниями и обучения;
- обучению с использованием внешней среды и более крупной системы обучения;
- моделированию лидерства в обучении.
Московское образование, являясь одним из лидеров образовательных систем мира, активно внедряет все положения данной концепции. Рейтинг вклада школ в качественное образование предусматривает участие каждого ребенка без исключения в результативном процессе обучения. Система подготовки и переподготовки кадров содержит в себе не только традиционные курсы повышения квалификации, но и множество мероприятий, которые позволяют педагогам формировать у себя и у обучающихся компетенции XXI века, в повышении квалификации педагогов принимает участие не только Московский центр развития кадрового потенциала образования, но и все ведущие вузы страны, технопарки, создавая беспрецедентные возможности для учителей и учеников Москвы. В столице создана одна из самых лучших в мире систем сбора и обмена знаниями и мониторинга обучения - Московская электронная школа. В ближайшие годы Московская электронная школа накопит самый большой в мире объем данных и образовательных технологий. Сегодня местом для обучения школьников стали вузы, ссузы, музеи и парки, высокотехнологичные площадки, такие как «Технополис Москва» и выставка «Умный город» на ВДНХ, производственные предприятия и даже торговые центры, превратив город в одну большую образовательную площадку. Система грантов для педагогов способствует моделированию лидерства в обучении и дальнейшему развитию системы образования.
Школа №641 имени С.Есенина как обучающаяся организация работает над общим видением, которое дает ей четкое направление и служит мотивирующей силой для действий по достижению целей. Известная мудрость гласит: «Школа не может быть лучше учителя, который в ней работает». Используя модель обучающейся организации, работая над профессиональным развитием педагогов, школа сможет обеспечить качественное образование каждому своему ученику, и это одна из основных наших задач.
Одной из самых актуальных задач, стоящих сегодня перед профессиональным сообществом, является интеграция в образовательный процесс тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, чьи трудности в обучении подрывают их уверенность в себе. Нереализованность человеческого потенциала, отчуждение от образовательного процесса представляют собой реальную угрозу обществу. Создать ситуацию успеха для каждого ученика - цель каждого педагога школы, напрямую связанная с общим видением. Успех ученика в любом виде деятельности способствует в том числе повышению общего уровня успеваемости: вера в себя часто рождает или обнаруживает тот интерес, ту мотивацию, которые были всегда, но были скрыты для самого ребенка завесой неверия в свои силы и способности. Школа №641 имени С. Есенина, как и все московские школы, имеет все ресурсы для достижения этой цели. Эффективно использовать эти ресурсы в интересах детей - первоочередная задача педагогического коллектива и таких его ключевых сотрудников, какими сегодня являются классные руководители. Именно достижение цели по созданию ситуации измеримого успеха для каждого ученика станет той отправной точкой, когда классные руководители по праву будут называться руководителями класса.
Каждый человек должен иметь возможность обучения на протяжении всей жизни, расширять свои знания, навыки, а также адаптироваться к изменяющемуся, сложному и взаимозависимому миру.

Мария ПОЛЯТКОВА,
директор школы №641 имени С.Есенина