- Она обусловлена Законом РФ «Об образовании», по которому образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения. Обратите внимание: на первом месте, во главе угла - воспитание. Армейские и флотские воспитатели обязаны обеспечить формирование морально-боевых качеств военных кадров, психологическую готовность коллективов военно-учебных заведений к преобразованиям, настрой на реализацию задач реформирования. Необходимо преобразовать и систему подготовки военных воспитателей.

Общественно-политические реальности, обстановка в войсках, рост социальной напряженности, неудовлетворительное материальное положение большей части военнослужащих и низкий уровень их социальной защищенности, падение престижа военной службы требуют повысить эффективность воспитания, формирования здорового морального климата в воинских коллективах. А кадровая ситуация у нас, прямо скажем, непростая. В 1991- 2002 гг. в Вооруженных Силах не было вузов, готовящих заместителей командиров подразделений по воспитательной работе.

- К чему это привело?

- Должности воспитателей ротного звена укомплектованы в среднем на 88%/ Но в качественном отношении они не отвечают современным требованиям. Многие из них - выпускники гражданских вузов, призванные на 2 года, как правило, без гуманитарного образования, около 70% окончили командные и инженерные военно-учебные заведения, и только около 2% - Военный университет. Образовательный уровень, не говоря уж о профессионализме, офицеров-воспитателей рот, батальонов, полков в сравнении с 1990 г. снизился более чем на 60%.

- Поэтому развитие системы образования офицеров-воспитателей начато еще до принятия федеральной программы?

- С 2000 г. в Военном университете на факультете руководящего состава (органов воспитательной работы) развернута подготовка воспитателей полкового звена с высшим военным (академическим) образованием. Первые 60 офицеров окончили его в 2002 г. Но их выпуск лишь частично удовлетворяет потребность в заместителях командиров полков, бригад по воспитательной работе. Коренным образом улучшить ситуацию в войсках за счет них в ближайшее время не удастся. Поэтому, мы возлагаем надежды на факультет переподготовки и повышения квалификации Военного университета, где за год получают знания более 300 офицеров. Рассматриваем вопрос о возобновлении в университете заочного обучения.

С 2002 г. 9 вузов готовят будущих воспитателей ротного звена. В нынешнем году к этой работе подключатся еще 2 военных учебных заведения. Но этого недостаточно. К тому же, эти кадры пойдут в войска через 4-5 лет. А уже сейчас очень важно укомплектовать специалистами части и корабли, которые непосредственно обеспечивают боевую готовность войск (сил), несут боевое дежурство и боевую службу. Более того, в 2004-2007 гг. части постоянной готовности будут переводить на профессиональную основу.

Мы планируем повышать квалификацию офицеров звена рота - батальон путем сборов и курсовой подготовки. Поэтому главное сегодня - работа с лучшими командирами взводов, их доподготовка и назначение на должности заместителей командиров рот (им равных подразделений) по воспитательной работе.

Развернута работа по реализации программы реформирования военного образования. В качестве одной из первоочередных мер в январе этого года Министр обороны РФ подписал директиву о совершенствовании системы подбора и подготовки офицеров органов воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, разработанную по инициативе нашего Главного управления.

- Как вы оцениваете вклад Военного университета в подготовку офицеров?

- Этот вуз готовит кадры по гуманитарному, юридическому и филологическому направлениям. В их числе заместители командиров по воспитательной работе, психологи, офицеры по общественно-государственной подготовке и информированию, социальной работе и профилактике правонарушений, культурно-досуговой работе, журналисты и другие специалисты информационной работы.

Главное управление воспитательной работы, как головной заказчик подготовки специалистов гуманитарного профиля, до недавнего времени недостаточно полно использовало потенциал ученого совета и профессорско-преподавательского состава университета для организации образовательного процесса, мало внимания уделяло начальникам курсов, слушателям и курсантам, не проявляло настойчивости в обеспечении командованием вуза творческого выполнения кадрового заказа. Мы приняли меры, направленные на повышение качества подготовки кадров в Военном университете.

В настоящее время изучается возможность набора в нем педагогического отделения, так как кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин военных вузов испытывают кадровый «голод».

Военный университет, как научно-методический центр исследования фундаментальных, комплексных проблем военной деятельности, призван внести свой вклад в научное обоснование путей коренного обновления воспитательной работы в Вооруженных Силах в ходе военной реформы.

- На коллегии Министерства обороны Вы заявили, что реформа в войсках не будет успешной, если не удастся добиться укрепления дисциплины. Об остроте проблемы свидетельствуют и факты, обнародованные главным военным прокурором РФ: свыше 2 тыс. военнослужащих привлечены к уголовной ответственности за нарушения уставных правил взаимоотношений, в 2002 г. около 300 офицеров осуждены за избиение подчиненных...

- Отвечая на Ваш вопрос, считаю необходимым особо подчеркнуть, что многие из этих уголовных дел возбуждены по инициативе самих командиров и начальников. В борьбе за правопорядок и дисциплину они используют весь арсенал, включая силу закона. Это наша принципиальная позиция.

На личном контроле министра обороны и начальника Генерального штаба - все случаи групповых самовольных оставлений частей, гибели военнослужащих из-за неуставных взаимоотношений. По каждому факту для расследования на места выезжают комплексные группы офицеров Министерства обороны, принимаются жесткие меры по выявлению и устранению причин, повлекших правонарушения. По всем случаям, связанным с неуставными взаимоотношениями, превышением должностных полномочий, совершенным в 2002 г., проведены расследования. Материалы направлены в органы военной прокуратуры. Должностные лица, виновные в правонарушениях, привлечены к ответственности.

- Каков результат?

- Число преступлений, официально именуемых неуставными взаимоотношениями при отсутствии подчиненности, а попросту - «дедовщиной», в 2002 г. по сравнению с 2001-м сократилось на 8,5%. Сдвиги налицо, но требуется еще более решительное оздоровление. Борьбу с казарменным хулиганством, другими правонарушениями продолжаем. Для их искоренения армии и флоту требуется поддержка общества. Ведь истоки многих негативных явлений в воинской среде - в доармейской жизни военнослужащих.

Правовой нигилизм, жестокость, криминализация сознания части молодежи - беда всего нашего общества. Состояние дисциплины и правопорядка в армии отражает общероссийские деформации общественного сознания, морали в условиях идеологического вакуума, возникшего в начале 90-х и вызвавшего рост бездуховности, безверия, падение общественной нравственности. Такие явления пагубны для общества, страны, несовместимы с воинским долгом. Поэтому бороться с ними надо всем миром.

- Согласитесь, что негативное отношение части общества к армии связано и с тем, что Вооруженные Силы не полностью используют возможности взаимодействия с общественностью, информационного влияния. На уже упоминавшемся заседании коллегии министр обороны потребовал обеспечить взаимодействие военного управления с органами власти и общественностью. А полтора года назад, поздравляя редакцию и читателей «Учительской газеты» с началом выпуска «Военного образования», министр обороны РФ С.Б. Иванов, отметил, что реформа военного образования настоятельно требует активной поддержки широкой российской общественности. Как Вооруженные Силы будут формировать ее, участвовать в патриотическом воспитании населения, привлекать в свои ряды молодежь?

- Да, проблем здесь много. И мы их решаем. Одно из подтверждений тому - взаимодействие с вашим изданием, поддержка еженедельника «Военное образование», высказанная министром обороны. Мы искренне признательны лидеру образовательной прессы России, «Учительской газете», за эту инициативу, внимание к Вооруженным Силам, их информационную поддержку и готовы более активно вести диалог с педагогической общественностью и молодежью на ваших страницах, развивать сотрудничество с газетой.

Для повышения эффективности совместной работы с общественными организациями, в том числе и комитетами солдатских матерей, с ними установлены деловые отношения, проработаны направления взаимодействия. Так, в декабре 2002 г. проведен «круглый стол» с представителями общественных объединений, организаций родителей военнослужащих, средств массовой информации и нашего Главного управления по проблемам предупреждения насильственных преступлений в войсках.

Чтобы привлечь внимание общества к армейским проблемам, делаем их более открытыми для средств массовой информации. Это касается и хода эксперимента по переводу Псковской воздушно-десантной дивизии на службу по контракту.

Особое значение мы придаем воспитанию подрастающего поколения в школах, других учреждениях среднего образования, обращаемся к учителям, педагогическим коллективам, общественным организациям за помощью. Хочу передать им через вашу газету нашу заинтересованность в том, чтобы подготовка молодежи к службе в армии начиналась в школе. Крайне важно на школьной скамье формировать у подрастающего поколения качества патриота и гражданина, моральную готовность к выполнению конституционного долга защитника Отечества. На местах в воспитании школьников участвуют воинские коллективы, органы военного управления. И мы будем укреплять взаимодействие армии и школы.

Всем нам, России, нужны качественно новые Вооруженные Силы. А военной реформе - широкая общественная поддержка. Требуются новые подходы к патриотическому воспитанию. И здесь огромное поле для совместной деятельности армии и общественности. Есть общая основа - Государственная программа патриотического воспитания, Концепция патриотического воспитания граждан России, проведение мероприятий, посвященных подготовке к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. На этой основе мы будем стремиться объединить наши усилия в решении всего комплекса проблем воспитания.

Интервью взял Сергей МАНЮКОВ