Прогулки в школьном дворе
- Учителем я мечтала быть с детства. Кто привил мне это желание, не знаю. Родители у меня не учителя. В нашем роду только тетя моего отца - учитель начальных классов. Но сколько я помню себя, с самого раннего возраста, я мечтала о школе.
Мы жили рядом со школой. Мне всегда нравились детские голоса. Где-то с 5‑6-летнего возраста любимым местом отдыха и прогулок для меня стал школьный двор. Если родители не находили меня в родном дворе, то знали, что я непременно гуляю во дворе школьном. И даже учителя знали, кто я, чья дочь. В школу меня тянуло как магнитом. Мне нравился особый школьный дух. Возвращаясь домой, я непременно усаживала перед собой кукол и объясняла им «важные вещи», учила.
Когда я по-настоящему пошла в школу, в первый класс - настало мое время! Ведь неоднократно в мечтах я представляла себя стоящей у классной доски, как я пишу, рассказываю. Мне это нравилось тогда, нравится и сейчас.

Выбор профессии
- При выборе профессии я не сомневалась, что буду не просто учителем, а именно учителем начальных классов. Когда я была вожатой, занималась комсомольской работой, мне всегда нравилось общаться именно с младшими школьниками.
Я с детства не представляла себя вне школы. И судьба была ко мне благосклонна. В 1978 году, когда я оканчивала школу, в Тамбовском государственном педагогическом институте открылся факультет начальных классов. А то в Мичуринск ехать не хотелось, поступать в педучилище тоже, а тут открывается нужный факультет, как будто специально для меня. Деканом факультета была Валентина Ивановна Гусева, наш набор был вторым.
Мне все нравилось во время учебы. Знания впитывала, как губка, и мечтала применить их на деле. А уж когда настало время практики в школе, восторгу моему не было предела!
Я люблю смотреть в детские глаза: в них все. Все переживания, положительные и отрицательные моменты юной жизни. Когда у меня возникают трудные моменты, мне достаточно посмотреть в детские глаза.

Мечта сбылась
По окончании факультета начальных классов меня направили в Нижнепесковскую, в то время восьмилетнюю школу, и не кем-нибудь, а директором. В этой школе я еще преподавала русский язык. Несмотря на то, что я находилась в любимых школьных стенах, чего-то мне не хватало. Раньше в обязанности директора входило непременное посещение уроков, и душой я отдыхала, только когда посещала начальную школу.
Учитель начальных классов, заметив, что я практически поселилась в ее кабинете, даже стала переживать, спрашивать, может, она плохо работает, раз директор ее постоянно контролирует… А когда я узнала, что появилась вакансия учителя начальных классов в Уметской средней школе, не раздумывая перешла туда. О том, что поменяла работу директора на учителя, нисколько не жалела. Ведь это было главной мечтой - вводить самых младших школьников в мир знаний.

Рождение династии
- Если у меня в роду не было учителей, то на выбор профессии своей дочери я повлияла. Она пошла по моим стопам. Да и могло ли быть по-другому, если вместе со мной в школе «работала» вся семья. Если подготовка к открытому уроку, то вовлечены все домашние. Муж рисует, дочь разукрашивает, вырезает, я готовлю план урока… Так что дочери просто деваться некуда было. Учителем начальных классов в школе №1 города Кирсанова работает моя сестра.
Вот так, сама не ожидая, я практически стала основателем династии.

Первый выпуск
- Свой первый выпуск я, конечно, помню. Даже не так. Они не дают себя забыть. И сейчас приходят ко мне с любыми вопросами, порой просто посидеть, поговорить, послушать. Очень дружат между собой. Когда я поняла, что мне с ними надо расстаться, я думала, что не смогу без них. Так что первый выпуск, конечно, самый запоминающийся.
Наверное, я училась вместе с ними. Не на них, а с ними. Ребята стали для меня родными, да и достались мне шестилетками, совсем малышами. Удивительно, что родители мне, практически вчерашней студентке, доверили свои сокровища. Спасибо им за это большое! Я ощущала поддержку родителей в процессе обучения детей постоянно.
Когда ребята уже перешли в пятый класс, был интересный момент. День моего рождения. Муж приходит домой и просит большой пакет. Я удивилась, но дала, он вышел, буквально через минуту вернулся с пакетом, полным поздравительных открыток. Каждый ученик (у меня их было 27) поздравил меня с днем рождения!

О детях
О своих воспитанниках Юлия Александровна может говорить бесконечно. Не успела она закончить рассказ о первом выпуске, как глаза ее загораются при воспоминании о других учениках:
- А второй выпуск какой хороший! Помню, однажды я заболела ангиной, слегла с высокой температурой. Заменить меня было некому, и дети на один день остались без педагога. Четыре урока ребята сидели спокойно в классе, и никто даже не догадался, что они находятся без учителя. Один мальчик прибегал в учительскую, звонил мне по телефону и спрашивал, какое задание по тому или иному предмету они должны выполнить.
Вот такие у меня были ученики! Добрые, организованные, стремящиеся к знаниям. Их не надо было заставлять что-то делать, достаточно было просто назвать мероприятие, и они тут же выдавали тысячи идей, как лучше его провести.
В каждом моем выпуске были просто замечательные ребятки. Да и сегодняшние мои ученики - лучшие.
Знаете, что особенно приятно? Передо мной лежат стопки тетрадей. Откройте любую и посмотрите - почерк у них такой же, как и у учителя. Наши ученики - это наше лицо. Я вижу отдачу от детей, от родителей.
Может, это просто везение, но мне по жизни встречаются только хорошие люди - искренние, душевные, отзывчивые…

Мой профсоюз
- Эта работа мне очень нравится. Постоянное общение с людьми. Возможность помочь человеку. Когда удается что-то сделать для людей, такая радость на душе: получилось!
Общественная работа - дело не легкое, особенно когда совмещаешь ее с основной работой по профессии. Иногда кажется, что могла бы сделать в разы больше, но где взять силы?!
Приходится решать очень много вопросов. Я возглавляю райком с 2009 года, и поначалу коллеги ко мне приглядывались. А сейчас, кажется, нет вопроса, с которым бы ко мне не подошли члены профсоюза. Выполняю функцию социальной помощи педагогам. Чаще всего, конечно, обращаются по поводу начисления пенсий, оздоровления, но даже жен с мужьями мирить приходилось (смеется). Семейные проблемы не редкость! Иногда придет в голову мысль: зачем мне это надо? Но тут же одергиваю себя - если человек пришел именно к тебе, значит, доверяет, знает, что можешь помочь.
Радует, что в профсоюзы приходит молодежь. У нас есть молодые лидеры первичек, очень заинтересованные, мотивированные ребята. Молодые педагоги обратили свое внимание на профсоюз. Принимают участие в различных профсоюзных мероприятиях. Это не может не радовать.
Бывают люди, при первом взгляде на которых понимаешь - это хороший человек. С ним ты можешь разделить не только печаль, но и радость, с ним всегда приятно встречаться, его улыбка украшает самый пасмурный день. Юлия Александровна - из таких людей. Своей энергией она настолько заряжает окружающих, что хочется идти вслед за ней, поддерживать ее идеи и проекты. В минувшем году она отпраздновала юбилей, но глядя на эту молодую жизнерадостную женщину, профсоюзного лидера района, не угадаешь, сколько ей лет. Наверное, и в самом деле ученики, которым она отдает свою душу, дарят ей жизненную энергию детства.

Елена ХОРОШКОВА,
главный специалист Тамбовской областной организации Общероссийского Профсоюза образования

Говорят дети…

Юля, ученица 6‑го класса:
- Юлия Александровна очень добрая. В школе для нас она почти как мама. Мы и сейчас ходим к ней на каждой перемене, рассказываем о себе, спрашиваем совет. Хорошо то, что к ней можно обратиться с любым вопросом, и она никогда не отмахнется от ответа. Благодаря ей у нас очень дружный класс. Она нам всегда повторяла слова своей учительницы, которые мы считаем словами Юлии Александровны: «Вы - школьные братья и сестры!» И мы стараемся держаться вместе, поддерживать друг друга, как родные.

…И их родители

Галина КОСТЕРИНА, мама троих детей:
- Все мои дети - девятнадцатилетний Виталий, шестиклассница Юля, а теперь и младшая дочь, восьмилетняя Ульяна - воспитанники Юлии Александровны. Она замечательный человек и педагог.
Мои девчонки пошли в школу одна в 7,5, другая в 6,5 лет только для того, чтобы первой классной мамой у них была Юлия Александровна. Другие варианты в нашей семье даже не рассматривались. По старшему сыну я поняла, что она не только замечательный педагог, дающий детям хорошие базовые знания, но и чудесный, отзывчивый человек, считающий все детские проблемы своими. У нее особый дар - делать класс одной дружной семьей. Это я вижу по одноклассникам сына и средней дочери.