- Лариса Давидовна, когда вы приняли решение стать учителем?
- Это произошло, когда мне было шесть лет. В детском саду мне так нравилось организовывать детей, что я всем пообещала, что буду учительницей. Слово сдержала. Когда училась в седьмом классе, записалась в отрядные вожатые к второклас­сникам и уже тогда убедилась в правильности своего детского, на первый взгляд несерьезного, обещания.
Школу я окончила в 1958 году и сразу же начала работать пионервожатой. Это был первый год моего педагогического стажа. Позже окончила с отличием филологический факультет МГУ и уже на четвертом курсе начала преподавать русский и литературу. Через год стала классным руководителем пятого класса и с учениками из того класса дружу до сих пор, недавно мы отметили 50‑летие их выпуска.
Когда Юрий Владимирович Завельский стал директором школы-новостройки на окраине Москвы, он пригласил меня на должность заместителя директора по воспитательной работе. Я согласилась. И работаю в этой школе вот уже 44 года.
- У вас много различных наград. Какие самые дорогие?
- Самыми дорогими для меня являются две: «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Почетный гражданин района Тропарево-Никулино». Вторая награда важна, потому что это мой родной район.
- Каким, на ваш взгляд, должен быть учитель?
- Мне в жизни посчастливилось встретить многих замечательных учителей - и школьных, и университетских. Им всем присущи одни и те же черты: любовь к детям, преданность делу, знание предмета, терпение, чувство юмора, оптимизм, стремление понять ученика, помочь ему.
Однажды своей учительнице по математике я сказала: «Зоя Васильевна, я хочу быть таким учителем, как вы». Она ответила: «Лорочка, учителем ты будешь, но таким, как я, не будешь никогда. Я учеников подавляю, а ты с ними будешь договариваться».
И я до сих пор ловлю себя на мысли, что учеников не подавляю - действительно, договариваюсь с ними, надеюсь на взаимопонимание.
- Ваш многолетний педагогический опыт востребован?
- Я начала работать организатором воспитательной работы со дня основания этой должности - с 1965 года. И сегодня я самый «старый» организатор в Москве.
За эти годы у меня накопился большой опыт, я делюсь им с большим удовольствием, и не только в личном общении. В журналах издательства «Педагогический поиск» вышло шесть моих книг, печатаются мои методические материалы, которые основаны на опыте работы в нашей школе. Я являюсь членом редколлегии двух журналов: «Заместитель директора по воспитательной работе» и «Классный руководитель». Тридцатилетняя дружба связывает меня с руководителем этого издательства, доктором педагогических наук, профессором Владимиром Михайловичем Лизинским.
- Мы знаем, что сейчас вы все свое время отдаете организации внеурочной деятельности, работе с классными руководителями. Расскажите об этом.
- От классного руководителя во многом зависит, какими будут школьные будни и школьные праздники. Мне хочется, чтобы каждому ученику в нашей школе было интересно, чтобы он мог найти дело по душе. В школе мы проводим дни науки, гимназии, культуры, благотворительные ярмарки, организуем волонтерскую деятельность, творческие конкурсы.
- В чем секрет успешной организационной работы в школе?
- Для меня это привычная ежедневная работа. Я умею придумать дело, найти, «что будет написано на нашем знамени», и организовать вокруг этого учителей и ребят. Это мое умение, творчество - с кем-то поговорить, кого-то убедить, где-то сравнить, кого-то похвалить. По-всякому бывает, но такого, чтобы мне прямо кто-то отказал, сказал, что делать этого не будет, не было ни разу.
- Выпускники приходят в школу?
- Конечно, и это лучшая характеристика школы. Если выпускники не приходят - это не школа в полном смысле этого слова, а просто здание. Когда я смотрю в актовый зал нашей школы в дни культуры или дни гимназии, вижу знакомые лица повзрослевших выпускников разных лет, то понимаю, что мы работаем не напрасно.
- Что бы вы пожелали современным учителям, ученикам, выпускникам?
- На мой взгляд, залог успеха любого школьного коллектива - это содружество, сотворчество, соучастие педагогов, учеников и родителей.
Учителям я желаю изучать детей и оказывать им необходимую поддержку с длительным сроком ожидания положительных изменений. Еще очень важно обрести способность к сопереживанию, сочетающуюся с активной помощью, и выработать в себе деятельный оптимизм - не быть пассивным наблюдателем.
Своим ученикам и выпускникам я желаю сохранять и передавать дальше ту ауру, которую мы создаем в школе. И еще я хотела бы, чтобы ученики и выпускники всегда были верны принципу «Если я не за себя, то кто же за меня? Если я только за себя, то зачем же я?».

Сергей ПАВЛОВСКИЙ, Николай МАРКОВ, выпускники школы №1543;
Александра СУЛТАНОВСКАЯ, Тимофей ФЕДОРОВ, ученики школы №1543