Однажды мне в руки попала фотография школы конца XIX века. И моему удивлению не было предела… На меня смотрел совершенно современный класс: расстановка парт, расположение учительского стола, доска - все на месте! Разве что проектор еще не изобрели и до появления компьютеров в классе - целый век.
Затем я начал искать фотографии, которые могли бы рассказать о других профессиях, и удивился еще больше. Операционные комнаты за век изменились до неузнаваемости, фабрики и заводы больше не имеют никакой схожести с кругами ада Данте, а автомастерские по своей близости к прекрасному не уступают оркестровым ямам. Действительно, можем ли мы себе представить, что врач, получивший образование 100 лет назад, сможет провести операцию так же успешно, как и врач, получивший современное образование? Можем ли представить, что механик из прошлого века сможет разобраться в мастерской сегодняшнего дня? Думаю, ответ очевиден.
Однако учитель из прошлого, зайдя в современный класс, совсем не растерялся бы. Парты на месте, доска - тоже, можно начинать урок: «Итак, дети, встали…»

Часть 2. «Если мы учим сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра»
Можно долго перечислять изменения, которые коснулись школы за последние полвека. Новые учебники, их бесчисленные переиздания, принтеры, сканеры, проекторы, интерактивные доски. А как иначе? Времена меняются, меняются и инструменты. Но меняют ли инструменты суть деятельности? Если первобытному охотнику вместо копья дать ружье, то охота перестанет быть добычей пищи? Конечно, нет. Чтобы понять, что должно меняться в школе, нужно отбросить тему внедрения современных инструментов: она лишь путает и пускает пыль в глаза. Перед нами стоит куда большая проблема - важность переосмысления сути образования.
Студент средневекового университета получал информацию, актуальность которой сохранялась в течение сотен лет. Сегодня научный прогресс не позволяет расслабиться даже на день: ежегодно человечество опровергает сотни теорий и вместо них выдвигает тысячи новых. Можем ли мы быть уверены в том, что знания, которые получают дети на уроках сегодня, не будут опровергнуты в ближайшие несколько лет? Я совершенно не пытаюсь сказать, что предметные знания ученикам больше не понадобятся. Конечно же, знания всегда будут фундаментом человеческого мышления. Однако теперь, когда учитель перестал быть единственным и самым авторитетным источником знаний, стоит ли делать акцент в своей деятельности именно на знаниях? Кому интересны просто знания, когда базовую информацию можно найти с помощью любого поисковика в Интернете за пару секунд? В будущем воспроизведение полученной информации точно не будет определять успешность ребенка.

Часть 3. Эпоха навыков?
Если школа перестала поспевать за обновлением технологий и знаний, то на что же нужно ориентироваться нам, учителям? Еще Некрасов завещал: «Сейте разумное, доброе, вечное». Думаю, именно в этой цитате заложена истинная цель школы: «разумное» - традиционные и современные предметы, «доброе» - личностные качества учеников (характер), «вечное» - универсальные навыки, которые прошли проверку временем.
Мир меняется, а это значит, что наши ученики должны быть готовы к переменам, должны уметь решать проблемы не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего. Скольких современных профессий не существовало еще двадцать лет назад? А скольких еще не существует? Именно поэтому школа должна учить тому, что вне времени, - навыкам. Критическое мышление, креативность, сотрудничество - перечислять можно довольно долго, но суть будет оставаться все той же. Важно уметь пользоваться тем, что мы знаем.
Но какие знания должен получить ученик? Конечно же, нельзя отбросить традиционные предметы вроде математики, языков, истории и т. п. Но почему бы не добавить такие предметы, как «Предпринимательство», или вовсе не перейти к всеобщей междисциплинарности? Знания не могут существовать только ради знаний: ученику необходимо видеть связь всех предметов в единой системе, чтобы понимать, какое значение они имеют и как их можно применить.
Также важно обратить внимание на то, какого человека воспитает школа. Ведь именно от этого будет зависеть его поведение и участие в жизни общества. Всеобщая цифровизация и глобализация ведут к тому, что традиционные рамки мира будут разрушены (если уже не разрушены). Поэтому так важно привить ученикам любовь к любознательности и открытости. При этом ценность нравственности также не пропадет: моральные качества человека служат ориентиром для применения знаний в жизни человека.

Часть 4. Школа через 7 лет - какая она?
Школа - это в первую очередь пространство. Сотню лет назад школьное пространство служило эффективному усвоению знаний, и теперь, когда акцент постепенно смещается на личностные качества ученика и его навыки, пространство не может оставаться прежним. Как научить сотрудничеству, если парты разделяют учеников? Как научить критически мыслить, когда главное место в классе - это доска и учительский стол? Как развить креативность в ребенке, если учебное пространство ограничено стенами класса? Отвечать на эти вопросы не нужно, они лишь для размышления.
Итак, перед нами задача - сделать школу таким местом, где ученики будут готовиться к своему будущему. К будущему, которое уже совсем неотделимо от настоящего. Где нет границ и временных рамок для образования, где для достижения успеха и создания чего-то нового необходимо сотрудничать и доверять друг другу, где сосуществует и взаимодействует огромное национальное и культурное разнообразие. Школа будущего - это гармония пространства, знаний, человеческих качеств и умений.

Нияз ГАЛЯВИЕВ,
учитель истории и обществознания школы №1374, призер конкурса «Педагогический старт»-2018