Чего же удалось добиться к данному моменту? Оправдали ли себя вложенные средства? Для того чтобы двигаться вперед в правильном направлении, необходимо проанализировать, что уже удалось поменять начиная с 2018 года, как пришлось поменяться нам самим.
Все школы близко сотрудничают с вузами, за счет чего достигается преемственность между средним и высшим образованием. Мне кажется, это и было основной целью всех реформ - объединить все уровни образовательной лестницы, позволив преодолевать некоторые этажи при помощи лифта. Так, благодаря открытым в вузах субботним курсам у учащихся профильных групп есть возможность поступить сразу на второй курс института.
Был пересмотрен формат проведения уроков. Отмена разделения на классы и объединение в общую параллель освободило учителям время для работы с заинтересованными детьми. При этом, конечно, основной сложностью стало приспособление самих преподавателей к работе с большой аудиторией. Для этого были организованы специальные курсы повышения мастерства. Благодаря усвоению современных технологий учителю отныне не приходится тратить драгоценное время на проверку элементарных тестовых или односложных заданий, так как «Московская электронная школа» позволяет автоматизировать оценивание прогресса учеников в изучении материала.
Сами оценки уже давно отошли на второй план. Независимые диагностики, заменившие школьные контрольные работы, дают возможность отмечать успехи учеников, предоставляя информацию о развитии необходимых навыков. Ученики мотивированы осознанием того, что электронная анкета «успешности» привязывается к человеку на всю его жизнь, становясь непосредственной частью дипломов о профессиональном образовании.
Помню, как тяжело было привыкнуть к тому, что уже с восьмого класса дети могли выбирать профильные предметы, а учителя вынуждены были создавать специализированные планы. Чтобы ребенок мог сделать правильный выбор, ему в помощь было предоставлено множество интереснейших тестов на профориентацию. Теперь направления, которые даются обучающемуся проще, становятся для него основными, что помогает его личностному развитию. Школа перестала быть в тягость: она позволяет заниматься любимым делом!
Надо признать, что даже сейчас не все складывается по заранее прописанному сценарию: у нас в школе есть и те, у кого поменялись предпочтения, и те, кто до конца не определился со своими желаниями. Эти дети всегда имеют право сделать новый выбор. В случае такого сценария желающим предоставляются краткие курсы повышения знаний в рамках школы, чтобы они затем могли присоединиться к профильной группе. Если же до конца обучения ученики остаются в универсальных группах, то вузы также предлагают для них направленные курсы обучения.
Присоединение стагнирующих школ к успешным комплексам позволило создавать единую материальную базу на доступном для всех расстоянии. Под профориентацию были выделены целые корпуса. Масштабы таких перестроек пугали и вызывали опасения, но цель оправдала средства. Наличие инженерного корпуса, в котором я сейчас работаю, предоставило возможность создания целых аудиторий, ориентированных на различные физические разделы. Кабинеты механики, термодинамики, электротехники - это лишь часть преимуществ такого устройства. Проводимые мной дополнительные занятия не только расширяют кругозор детей, но и напрямую готовят их к требованиям факультетов. Каждый преподаватель, включая меня, тесно сотрудничает с профессорами вузов, получая рекомендации по организации дополнительных кружков и планированию занятий.
Конечно, базовые предметы не остаются забытыми: расписание составляется с учетом профиля группы и включает в себя дни как базового образования, так и узкоспециализированного. У нас в школе даже применяется принцип «верхних» и «нижних» недель с охватом всего необходимого курса. Лично я из-за этого некоторое время путался с расписанием, но дети очень быстро приняли такие нововведения, а разнообразие в обучении облегчило им восприятие рутинных тем. В нашей школе все организовано таким образом, что к ученикам приходят преподаватели из других корпусов. Но мне известно, что в школах, где корпуса находятся на одной территории, ученики 10-11‑х классов сами посещают разные здания в зависимости от категории дня.
Все это позволило в разы повысить образовательные результаты, что подтверждается конкурсами и олимпиадами. Вузы выражают особое восхищение подготовленностью абитуриентов к профессиональной деятельности. Само собой, подрастающие специалисты, занимающиеся с детства любимым делом, в конечном счете принесут огромную пользу стране. Сейчас, в 2025 году, в вузах завершают обучение первые кадры, которые сделали выбор профессии в достаточно раннем возрасте.
И вот, оглядываясь в прошлое, я понимаю, что все взмахи невесомых крыльев образовательного процесса были сделаны в правильном направлении. Поставленная в начале реформ цель приближается к нам семимильными шагами. В 2025 году развитие системы образования не остановится, однако этот год подведет черту под очередным весомым шагом в пользу воспитания личностей, способных успешно реализовать свой потенциал во благо собственной жизни, а следовательно, и во благо всего государства.

Дмитрий ЗАЙЦЕВ, учитель физики и астрономии школы №534, призер конкурса «Педагогический старт»-2018