Для тех ребят, кто еще не умеет подкидывать и ловить мяч, первые представленные игры будут очень простыми. Этот начальный этап позволяет скоординировать движения рук, тела и глаз. В будущем это послужит фундаментом для формирования таких важных школьных навыков, как письмо и чтение.

Игра 1
Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками большой мяч. Кидать можно с разных расстояний. Попробуйте бросать его сначала непосредственно в руки, затем немного правее, немного левее, выше, ниже. В результате этой игры дети должны научиться кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, через верх и через пол. При этом желательно не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

Игра 2
Ребенок кидает мяч об стену одним из двух способов: мяч кидается об стену и сразу ловится; мяч кидается об стену, затем он должен удариться об пол 1 раз, и ребенок должен его после этого поймать. Хороший эффект дает использование мячей разных размеров.

Игра 3
Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2‑3 метров друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и катают мяч по полу. Сначала мяч отталкивается от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты катает левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
Важнейшим и самым ранним этапом жизни ребенка является развитие кожной чувствительности и чувства тела, мышечного чувства - ощущения положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве. Еще до рождения ребенка многие мамы общаются с ним путем поглаживания и постукивания собственного живота. Первый год жизни ребенка предполагает очень тесный и интенсивный телесный контакт с матерью, которая своими действиями способствует становлению этих видов чувствительности. Тем не менее существует множество детей, нуждающихся в дополнительных воздействиях для развития.

Игра 4. Развитие восприятия и работа со схемой тела
Ребенок аккуратно и медленно прокатывает мячик по всему телу. Взрослый помогает ребенку по мере необходимости и обязательно проговаривает вслух названия частей тела. По мере освоения игры акцент делается на назывании редко употребляемых обозначений - запястья, щиколотки, голени. Размер, вес, степень жесткости мячика можно менять, исходя из индивидуальных особенностей ребенка и техники безопасности.

Игра 5. Развитие произвольного внимания
Дети или родитель и ребенок сидят парами, между ними лежит мячик. Ведущий называет части тела, до которых должны дотрагиваться игроки (например, нос, правое ухо, левая коленка, живот). Как только ведущий говорит слово «мячик», игроки могут схватить мяч. Кто успел первым - тот и победил. Тем ребятам, которые освоили эту игру, можно играть в более сложную версию - на развитие возможностей произвольной регуляции и переключение внимания.

Игра 6
Для игры понадобятся мячики трех разных цветов, например красного, зеленого и желтого, а также кочки, кружки, следы - различные предметы, на которые можно запрыгнуть и стоять, аналогичных цветов. В первом раунде игры ведущий показывает мячики и говорит название цвета, причем они могут не совпадать. Ребенок должен прыгать на предмет, по цвету соответствующий произнесенному названию цвета, и не обращать внимания на цвет мячика. Во втором раунде игры ребенок должен прыгать на предмет, соответствующий цвету шарика, и не обращать внимание на произнесенное название цвета. В третьем раунде ребенок выполняет условие предыдущего раунда, но при совпадении названия цвета и цвета шарика он должен хлопнуть в ладоши. Третий раунд достаточно сложный и вряд ли подходит для детей младше 5‑6 лет.

Игра 7 «Ассоциации»
Взрослый называет слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого. Например, взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако». И кидает мяч.
Желаем вам отлично поиграть!

Екатерина КРУПСКАЯ,
Екатерина МАСКИНСКАЯ,
педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы