Тематика исследовательских работ школьников
Исследовательская деятельность по астрономии всегда проводится по инициативе самих школьников. Основная проблема - это тематика ученических исследований.
В современной астрофизике возможно получение принципиально новой информации о космических объектах в разных областях электромагнитного излучения с помощью изучения данных с космических аппаратов и космических обсерваторий.
Мы традиционно организуем проектную и исследовательскую деятельность школьников по мониторингу солнечно-земных связей, что связано с бесплатным доступом к солнечным космическим обсерваториям on-line.
Вот пример темы работ 2019 года: «Исследование активности Солнца в период смены солнечных циклов», «Исследование корреляции площади корональных дыр и количества активных регионов в период ослабления солнечной активности».
Обмен информацией в процессе работы
Ученики наших школ работают в межшкольном проекте по исследованию солнечно-земных связей более 10 лет. Школьники должны обладать высокой степенью ИКТ-компетентности, так как осуществляют непосредственные наблюдения с космических обсерваторий SOHO, SDO, в режиме on-line. Они должны уметь публиковать свои данные по проекту на Яндекс Диске, уметь анализировать информацию с сайтов «Центр анализа космической погоды НИИЯФ МГУ», «Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца ФИАН» и других.
Школьники обмениваются информацией между собой дистанционно. Облачные технологии не только позволяют осуществлять централизованное хранение информации, но и сообщают всем участникам межшкольного образовательного проекта об изменениях, о добавлении новых документов школьниками из разных школ.
Результаты
Ежегодно школьники из наших школ получают дипломы на городском конкурсе научно-исследовательских работ, на ежегодной конференции МГУ «От атома до галактики», на Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского и других конференциях.
В этом году к нам присоединились ученики из Школы на проспекте Вернадского и школы №1586.
Инновационный подход к проектной и исследовательской деятельности школьников заключается во внедрении ИКТ в образовательный процесс, организации межшкольных проектов, применении облачных технологий при выполнении проектов, интеграции различных предметных областей.

Наталия ГОМУЛИНА,
учитель астрономии школы №1543, кандидат педагогических наук;
Елена ТИМАКИНА,
учитель физики школы №2025, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ