Для того чтобы процесс чтения приносил удовольствие, он должен вести к пониманию. Но часто попытка перейти к содержательному разговору о произведении натыкается на хаотичность его восприятия учениками. И само восприятие базируется на эмоциональном уровне (нравится/не нравится).
И я пытаюсь изменить сложившееся положение вещей, применяя в своей практике метод внимательного чтения, то есть выделение наиболее информативных конструкций (слов, выражений) и их анализ.
В процессе работы я пришла к тому, что для целостного восприятия литературного произведения удобно использовать алгоритм: «Система семи вопросов».
1. Что? Персонажи, образы произведения.
2. Где? Художественное пространство, границы, конфигурация и плотность того мира, в котором разворачиваются события.
3. Когда? Художественное время, грамматическое время и философское его понимание писателем.
4. Как? Используемые автором языковые средства.
5. О чем? Тема произведения
6. Зачем? Проблема произведения.
7. Во имя чего? Идея произведения.
Порядок не предполагает именно такой последовательности или иерархии. Просто отражает традиционный подход.
Все вопросы взаимосвязаны и важны. Но есть один специфический литературоведческий вопрос. Без ответа на него и другие останутся нерешенными. Это ответ на вопрос «как?». Как в литературе появляется образ? Как формируется читательское восприятие? Если поймем как, поймем и о чем, и зачем, и во имя чего автор взялся за перо.
Этот же вопрос «как?» задаю себе и я. Но только в другом контексте. Как научить детей искать и находить ответы в тексте? Моя задача помочь ученику найти ключ к пониманию истинной культуры. И тогда человек не станет ни жертвой, ни рабом субкультуры, псевдокультуры, языковых манипуляций. Он будет совершать свой выбор осознанно и свободно, а значит, нести за него ответственность.

Елена ИВАНОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1541