Урок математики. Учитель, стоя у доски, предлагает ученикам задачу, которую в течение двадцати минут они должны решить самостоятельно: «Пассажирский поезд выехал из пункта А в пункт Б, навстречу ему выехал…» Далее учитель выписывает формулу, по которой надо решить эту задачу, и ученики, склонившись над расчетами, послушно делят в столбик. Данный подход всем хорошо известен, ведь он практикуется в школах многие десятилетия, и многие поколения учились именно так. Давайте представим другую ситуацию - учитель зачитывает задачу: «Пассажирский поезд выехал...» Далее учитель предлагает ученикам самим предложить способ решения этой задачи и найти подходящую формулу в учебнике или вывести эту формулу из уже известного им материала, но скорректировав его под конкретную задачу. Примерно так выглядит проблемный подход в обучении, о котором говорил Джон Дьюи на рубеже ХIХ и ХХ веков. Проблемное обучение постоянно переосмысляется и совершенствуется, трансформируясь в современные задачи и образовательные кейсы, дающие не только теоретические знания, но также развивающие метапредметные умения.
Занимаясь организацией проектной деятельности и профориентации в школе, я тщательно присматривался и много размышлял над ролью «проблемы» в образовательном процессе, что в итоге переросло в методику.
С помощью метода кейсов можно преподнести одну или даже несколько тем, но что если мы поставим цель дать ученикам больше? Что если мы захотим дать целый массив знаний или же сделать обучение в какой-то дисциплине осознанным? Для этого нам необходимо дать ученику большой и сложный кейс - «Большую проблему». Но одним из важнейших критериев, которым должна обладать такая «Большая проблема», является актуальность. Ведь на «Пассажирском поезде из пункта А» далеко не уедешь. И не стоит бежать и искать такие кейсы в учебниках и методичках. К сожалению, актуальных и нерешенных проблем там не найти. А еще не получится сделать одну проблему актуальной для каждого ученика.
Единственный выход - эту проблему должен найти и сформулировать сам ученик. И тут нам на помощь пришли современные бизнес-технологии и технологии управления проектами. Благодаря их адаптации к образовательному процессу был сформирован алгоритм создания проектов, применяемый в проектной деятельности старшеклассников. Во главе алгоритма стоит поиск и формулировка актуальных проектных проблем. Проектная деятельность как нельзя лучше подходит для того, чтобы искать и решать те самые проблемы, которые еще не были решены. Ведь большинство изобретений, окружающих нас, - это чьи-то проекты, которые были созданы для решения актуальных на тот момент проблем.
Начинается все с того, что ученикам предлагаются кейсы с актуальными «житейскими» (бытовыми) проблемами и несколько вариантов их формулировок как проектных проблем. Ученикам предлагается выбрать, какой из вариантов лучше подходит как проектная проблема.
На втором этапе ученику представляется также житейская проблема, и сформулировать на ее основе проектную проблему необходимо уже самому ученику. Часто приходится использовать кейс, в котором ученик является специалистом какой-то отрасли, а житейская проблема - это проблема клиента, который к нему обратился.
Жизненный цикл таких учебных кейсов равен жизненному циклу самих проблем. Как только они решены, необходимо создавать новые кейсы.
Далее ученики определяют интересную им отрасль (сферу экономики), в которой они хотели бы делать проект. Чаще всего это профиль, в котором учится ученик или та специальность, на которую он собирается поступать. На данном этапе идет активное взаимодействие с профориентационной службой. Постепенно сужая эту отрасль, ученик начинает искать простейшие житейские проблемы в ней и превращает их в проектные проблемы.
Разумеется, большинство этих проблем ученику без высшего образования и опыта решить не получится, поэтому критерий «реализуемость» для нас в этом процессе крайне важен. Но вот уже через несколько попыток ученик нащупывает ту самую проблему, для решения которой, конечно, придется постараться изучить много теоретического материала, но создание решения уже подвластно ученику.
В этой ситуации наша главная задача - курировать этот процесс поиска и формулировки. Нам необходимо найти золотую середину, в которой, с одной стороны, ученику подвластно создание решения - готового продукта, но с другой - для создания решения изучение теоретического материала будет необходимо в качестве поддерживающей, вспомогательной деятельности. И создавая, например, образовательное приложение по истории, ученику необходимо будет изучить основы программирования и верстки мобильных приложений, различные педагогические подходы и методы преподавания и, конечно, саму историю. Вдобавок к этому в процессе работы над проектом ученик самоопределяется, примеряя на себя разные роли и функции.
Превращение правильно сформулированной проектной проблемы в конкретную цель - не такая сложная задача. Для этого как нельзя лучше подходит система постановки SMART-целей, используемая в проект-менеджменте, включающая в себя все необходимые критерии. Ну а дальше уже начинается увлекательный путь создания проекта, который станет актуальным готовым продуктом из реальной отрасли экономики.
Современные реалии таковы, что изучить теоретический материал или научиться пользоваться инструментарием, таким, как, например, формула, можно, находясь где угодно, открыв телефон и найдя учебное пособие или воспользовавшись электронным учебником. И, как мы знаем сейчас, у ученика возникнет вопрос не о том, как ему чему-то научиться, а о том, что он сможет с помощью этого знания решить.

Ярослав РОСЛОВ,
педагог-организатор школы №37