На отборочном туре учителям информатики московских школ нужно было отснять и смонтировать небольшой видеоролик, посредством которого соискатель доказывает, что умеет пользоваться гаджетами и Интернетом, а также популярно объясняет, кто, как, кого и чему должен учить на уроках информатики в XXI веке. Ко всем вышеперечисленным умениям и навыкам я присовокупил русскую смекалку и обратился за помощью к нашему школьному телевидению - «ТелеИдея». И в скором времени их цикл передач «Мы - 1329» пополнился симпатичным репортажем, который вполне походил на конкурсный ролик с заявкой на успех.
И вот я приглашен на первый, на этот раз очный, этап учительской олимпиады в здании ТемоЦентра. На первом этапе, решая по 10 заданий, из 300 кандидатов - и молодых и задорных, и умудренных опытом - 150 человек вышли на второй этап половины. Кому-то проверка, а кому-то подтверждение собственной квалификации.
Итак, успешно прошедших первый тур, нас ждал второй - «Хакатон». Нас разделили на команды, дали тему и сутки на ее разработку. По истечении отведенного времени наша команда представила свой проект по проблематике «Геймификация образования» - игровую викторину для закрытых чатов ВКонтакте, за что получила комплимент жюри и полным составом отправилась в третий тур.
Здесь уже ставшие друг другу родными лица пытались доказать себе и жюри, что они на пике актуальности, что информатика - это не потрепанный учебник, а прикладная наука, а они не нудные лекторы, а крутые программисты. Робототехника, царица полей с нарисованными черным маркером трассами. Ложная скромность - не мой конек. Чего скрывать, тут я чувствовал себя в своей тарелке: сколько робототехнических соревнований за спиной, сколько роботов собрано учениками под моим чутким руководством. Играючи (и наигравшись всласть) мы с коллегами проследовали на завершающий этап, где за 6 часов каждый из нас создал по полноценному уроку для МЭШ (они и сейчас там выложены, пользуйтесь на здоровье). Темы распределялись случайным образом, но мне снова досталась интересная (а может, просто в информатике других и нет?) - «Виртуальная, или дополненная, реальность».
30 кандидатов, 30 уроков-презентаций. Наверное, организаторы засмотрелись, но результаты долго не объявляли, а когда нас снова собрали, то оказалось, что победители - десятка лучших, что мы все настолько хороши, что поставить на пьедестал кого-то одного было бы несправедливо. Все победители были награждены поездкой в США - в Кремниевую долину.
В Америке я уже был - немного севернее и по рабочим вопросам. Теперь же для нас организовали экскурсию по школам и посещение крупнейшего технополиса, кузницы лучших разработок лучших программистов.
Качество школьного образования за океаном хромает, и это давно известно. У нас с американцами разные подходы. Для каждого россиянина от 7 до 17 лет школа - это целая жизнь, он весь там, там он получает все, что положено по возрасту, в том числе и науку жизни. Для американца школа - очередной этап, репетиция перед чем-то основным, например перед вузом. Высшему образованию там почет и уважение, в то время как школа просто некий островок безопасности, где ребенок проводит первую половину дня. И только потом, за ее стенами, начинается настоящая жизнь.
Вряд ли три калифорнийские школы, которые мы посетили, - это вполне репрезентативная выборка, но вряд ли нам показали худшие варианты. Заметно, что техническое обеспечение там хуже, чем в московских школах. Внеклассные занятия, дополнительное образование - только за пределами школы. По причине самостоятельности штатов здесь нет единого стандарта образования, но при этом и не развито, как у нас, олимпиадное движение для выявления одаренных детей: сдаешь нормально контрольные тесты - и ты достиг потолка, выше двигаться некуда и, получается, незачем. Нам не удалось детально пообщаться с учениками, но, по ощущениям, здесь не столько дают знания, сколько учат самопрезентации и коммуникации. Конечно, это не минус, а даже наоборот (это практически национальная черта), но этого недостаточно.
Помимо школ, мы посетили собственно Кремниевую долину - хорошо известные во всем мире компании, пообщались с их сотрудниками. Что можно сказать? По-моему, мои старшеклассники и сейчас могли бы в этих компаниях успешно работать.

Олег ГОЛУБЕВ,
учитель информатики школы №1329