Особенно впечатляющим оказался музыкальный диалог сцены и зала: если партер полностью заполнили взрослые слушатели, в амфитеатре разместились 600 участников Большого сводного хора московских школьников, стереофонически дополнявших звучание сцены во время исполнения произведений общего репертуара. Этот крупнейший в Москве детско-юношеский хоровой коллектив седьмой год развивается в рамках программы «Поют дети Москвы» Департамента образования и науки столицы. Хотя существует дольше - более двух десятков лет. В рамках программы «Поют дети Москвы» сводный хор московских школьников стал своеобразным столичным побратимом 1000‑голосного детского хора России, о котором вся страна узнала пять лет назад во время зимних Олимпийских игр в Сочи. Сегодня полный состав сводного хора московских школьников насчитывает более 4000 детей, но выступает он группами в несколько сот хористов, как было и на этот раз. Для сводного хора специально разрабатывается и публикуется репертуар. Учителя музыки и педагоги-хормейстеры, возглавляющие его группы, поддерживают тесные рабочие контакты, в том числе на ежегодных с 2016 года Методических хоровых ассамблеях.
А на сцене от самых младших участников концерта - 5‑6‑летних воспитанников хора «Малышок» центра «Радость» эстафета концертной программы переходила ко все более опытным хористам - вплоть до концертного состава хора «Возрождение», объединяющего выпускников центра разных лет и представляющего собой полноценный смешанный хор. Красочная гирлянда перетекавших на сцене цветными ручейками коллективов только подчеркивала главное, что их объединяло, - воспитанный хормейстерами интерес детей к пению - красивой, протяжной и осмысленной артикуляции музыкальных произведений.
Каждый коллектив был по-праздничному подтянут (на сцене-то Большого зала Московской консерватории!) и привлекателен той самой естественностью выстроенных, прилаженных друг к другу детских голосов. Желание каждого хориста не подвести, послужить общему делу рождения музыкальных созвучий создавало непередаваемую и по-своему трогательную атмосферу общего творческого послушания, которое в нашем конкурентном, достаточно жестком социуме у кого-то из слушателей даже вызывало удивление. А между тем эти слаженность, выстроенность голосов и старательность - важнейшие признаки культуры, и не только музыкальной…
Не буду разбирать достоинства и профессиональные нюансы работы дирижеров-хормейстеров, выступавших в этот день с ребятами на сцене. Каждый из них проделал огромную работу. Важнее другое: сформированная заслуженной артисткой России Татьяной Ждановой вокально-хоровая творческая среда, открытая всем детям без исключения, стала ярким примером образовательного пространства, где конкуренция в полной мере уступает место педагогике сотрудничества и где уж точно никто не чувствует себя обделенным или обиженным.
В истории культуры хор многие века служит идеальной моделью гармоничного, здорового общества; этот пример пользовался авторитетом у наших предков со времен Античности, на нем будут учиться и последующие поколения. Пока существует человечество, людям вновь и вновь придется обращаться к тем формам творческой деятельности, которые помогают сотрудничать и ладить друг с другом. И знакомиться с таким творческим опытом лучше с раннего детства.
Воспитательный потенциал детского хорового творчества на концерте 24 февраля не требовал доказательств - особенно когда на увлеченный певческий труд ребят на сцене откликался 600‑голосый амфитеатр и зал превращался в единое певческое поле…
Недавно - 12 февраля концертный хор центра «Радость» принимал участие в юбилейном проекте знаменитого академического хорового коллектива - Капеллы России имени А.А.Юрлова. И показал себя с лучшей стороны, исполнив партию детского хора в кантате «Кармина Бурана» Карла Орфа. Ребята быстро установили профессиональный контакт с руководителем капеллы - народным артистом России Геннадием Дмитряком, точно и аккуратно воплотили все его пожелания. Эта гибкость и отзывчивость на художественные задачи - еще один важный признак внутренней культуры, указывающий на способность слышать другого и служить общему делу. Музыка и хоровое пение учат нас этому - так будем ценить эти уроки и чаще обращаться к ним, чтобы наши дети раньше находили и развивали свои индивидуальные голоса в сложной партитуре современной жизни.

Марина БАЛЯНСКАЯ,
главный хормейстер Капеллы России имени А.А.Юрлова, заслуженная артистка России