Задайте ребенку вопрос о том, сколько времени он проводит с мамой или папой, и он, скорее всего, не сможет назвать даже примерное количество времени, проведенного с родителями, но с огромным интересом вспомнит о совместных приключениях, прогулках, играх, походах в кино или зоопарк, пикниках в лесу. Он будет очень эмоционально рассказывать об этом. Ребенок не считает минуты, он ориентируется на собственные ощущения, чувства, эмоции. Иногда даже пятнадцать минут общения по душам для сына или дочери более важны, чем целый день, проведенный вместе, но без вашего активного участия и заинтересованности в совместном времяпрепровождении. При этом такие радостные минуты должны принадлежать только вам и вашему ребенку, не впускайте в это время работу, друзей и мобильный телефон.
Нам, родителям, необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы наше общение было важным друг для друга:
- слышать своего ребенка, понимать его внутренний мир, учитывать его эмоции и чувства;
- доверять своему ребенку, воспринимать его как личность;
- не забывать, что вы для ребенка не только родитель, но и друг;
- общаясь с ребенком, стоит забыть про упреки, замечания и личные оценки высказываний ребенка, учитывать и его точку зрения;
- предоставлять ребенку время поразмышлять, не подгонять и не торопить его;
- видеть и чувствовать, когда ребенку необходимо побыть одному, понимать, что он не хочет в настоящее время общаться. У детей, как и у взрослых, может быть разное настроение.
Мы, родители, имеем право чувствовать усталость, раздражение, желание побыть в одиночестве. И лучше в такой период оставаться с самим собой, чем принуждать себя к «необходимому общению» с ребенком. Играйте, гуляйте с ребенком, если вы действительно хотите и можете уделить внимание только ему, настроены общаться только с ним. Время, проведенное с сыном или дочерью по велению родительского долга, приносит недостаточно радости обоим, не оправдывает наших ожиданий.
Быть хорошими родителями, уделяя детям 25‑30 минут, реально, ведь самое важное - качество нашего общения.

Оксана БАЛАХНИНА, учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы