О том, что, повторяя материал дома, школьник закрепляет полученные на уроке знания, говорили заместитель председателя Общественной палаты Маргарита Русецкая, директор школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский. На другой стороне баррикады боролись за свободное время и здоровье детей их родители. Они рисовали воображаемую утопию, светлые времена, когда ребенок, придя из школы, не будет опасаться невыполнения заданий на дом, а сможет в полную силу общаться с родственниками, планировать посещение кружков и секций и не трястись от грозного окрика домочадцев: «Быстро делай домашку!»
Наверное, истина где-то посередине, пришли к общему мнению участники круглого стола, проходящего в Московской городской Думе. Все-таки домашние задания нужны, но нужен и разумный подход к их формированию. Председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова поделилась результатами проведенного накануне этой встречи опроса, какими должны быть современные домашние задания, должны ли они быть, как найти оптимальное соотношение - нагрузка в школе и здоровье учащихся.
Участники круглого стола рассмотрели различные концепты организации домашних заданий, обсуждали, как МЭШ влияет на индивидуализацию самостоятельной работы учащихся и может ли олимпиадное движение стать фактором замещения домашних заданий.
- Отрадно, что состоялся действительно серьезный, профессиональный и корректный разговор педагогов, родителей, экспертов, общественников на эту тему, - отметила председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы Мария Лазутова. - Эта тема вынесена на обсуждение в том числе и в преддверии IX Московского гражданского форума «Мой город - мой район. Перспективы развития» для формирования программы предстоящего мероприятия.
Председатель городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы Людмила Мясникова в ходе круглого стола в Мосгордуме предложила изменить формат традиционных домашних заданий в столичных школах, сделав упор на организацию межпредметных уроков, творческие конкурсы и выездные лекции и мастер-классы.
- Может быть, стоит изменить формат домашнего задания по отношению к детям: соответствовать их способностям, потребностям, задачам, задавать задания, которые им будет интересно делать. Организовать новые формы домашнего задания - межпредметные уроки совместно с преподавателями разных дисциплин и, конечно, творческие конкурсы по предметам, а также использование городских ресурсов для организации выездных уроков, экскурсий, выставок, лекций, тематических лекций и мастер-классов, - сказала Людмила Мясникова.
Она также заметила, что домашнее задание, если оно считается способом закрепления приобретенных в школе навыков, не должно оцениваться учителем.
В свою очередь, председатель региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов Москвы» Екатерина Морозова высказала мнение, что педагогам необходимо научиться иначе формулировать домашнюю работу: например, в сотрудничестве с другими учителями создавать совместные задания, которые помогут ученикам сформировать необходимые для сегодняшнего времени навыки.
- Сейчас потребностью является не отмена домашнего задания, этого ни в коем случае делать нельзя. Что мы можем предложить на территории Москвы: например, наполнять библиотеки Московской электронной школы какими-то интересными, качественными, образцовыми моделями домашнего задания, которые были бы не затратными по времени их выполнения, посильными для московских школьников и в то же время мотивирующими и интересными для ученика, - пояснила Екатерина Морозова.
Оказывается, и дети совсем не против домашних заданий. Только они призывают своих учителей их пощадить и не заваливать непомерным грузом работы, как бы в качестве наказания, а сделать так, чтобы то, что они могут выполнить самостоятельно, приносило настоящую пользу учебе.