–Станислав Алексеевич, что в вашем понимании означает цифровое образование, насколько оно применимо в высшей школе?
- Цифровое образование - вызов существующей системе образования и современному обществу в целом. Это емкое понятие, хотя часто его сужают только до технологий электронного и смешанного обучения, онлайн-образования. Думаю, на этот термин надо смотреть шире: это и использование в образовательных целях самого современного оборудования, и применение нейротехнологий, и искусственного интеллекта. Также нельзя не упомянуть и «диджитализацию», которую рассматривают как одно из явлений четвертой промышленной революции, или Industry 4.0.
Российский технологический университет МИРЭА одним из первых начал внедрять такой подход в образовательную и исследовательскую деятельность. В феврале этого года министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константин Носков открыл на базе университета учебно-научный центр «Индустрия 4:0: цифровое роботизированное производство». В распоряжении наших студентов и ученых появились четыре новые лаборатории, которые охватывают все аспекты проектирования «фабрик будущего».
- Расскажите подробнее о внедрении современных технологий в образовательный процесс вашего вуза. Какое оборудование вы закупаете в первую очередь?
- Техническому оснащению учебного процесса мы уделяем много внимания. В прошлом году университет стал первым юридическим лицом в Российской Федерации, закупившим устройство смешанной реальности Microsoft HoloLens, и мы внедряем его в учебный процесс.
Летом прошлого года мы приобрели современные компьютерные кресла, которые позволяют студентам изучать технологию цифрового двойника (digital twin). Для курса инженерной графики введен в эксплуатацию новый класс с мощными компьютерами, работающими в паре с оснащенными передовыми CAD-системами графическими планшетами Dell.
Мы стараемся равномерно обеспечивать оборудованием аудитории, в которых студенты обучаются по различным направлениям. Только за текущий год в университет поставлено более 700 единиц автоматизированных рабочих мест, и примерно столько мы ожидаем в ближайшее время.
Особое внимание уделяется модернизации химических лабораторий, что позволяет нам готовить, в том числе таких востребованных на рынке труда специалистов, как инженеры-технологи фармацевтического, биомедицинского и биотехнологического направлений.
- Современный подход к организации учебного процесса не мешает сохранять в университете одну из лучших советских традиций - базовые кафедры. Как они работают сегодня?
- Система «колледж - вуз - базовая кафедра - базовое предприятие» - отличительная особенность РТУ МИРЭА. Сегодня у нас открыто более 45 базовых кафедр совместно с ведущими промышленными предприятиями и научными центрами. Кстати, наш филиал в городе Фрязино даже расположен на территории научно-производственного предприятия «Исток» имени Шокина. Это один из лидеров в разработке и производстве СВЧ-электроники в России, наш многолетний партнер. Мы уверены, что обучение студентов на базовых кафедрах обеспечивает высокую эффективность учебного процесса и гарантирует быструю адаптацию наших выпускников к реальным условиям производства.
Кроме этого, мы привлекаем работодателей к учебному процессу не только в формате базовых кафедр. Представители коммерческого сектора читают в университете лекции, проводят мастер-классы не только для наших студентов, преподавателей, но и для школьников.
- Значит, работать с будущими абитуриентами начинаете заранее?
- Одной из приоритетных задач Российского технологического университета МИРЭА является «выращивание» абитуриентов нового типа, которые делают осознанный выбор дальнейшей образовательной траектории еще на этапе обучения в школе. Поэтому мы начинаем работать со школьниками с 1‑го класса.
Буквально несколько недель назад у нас прошла всероссийская олимпиада по математике для младших классов, которую посетило более 2000 школьников со всей России. Мы организуем для ребят экскурсии в наши лаборатории и научные центры, участвуем в проекте «Университетские субботы», приглашаем на мастер-классы и научно-познавательные лекции, принимаем у себя различные олимпиады, развиваем проект «Математическая вертикаль» и многое другое.
На базе университета работают классы инженерной направленности, открытые совместно более чем с 30 школами Москвы. В этом году планируется открытие уникального детского технопарка, который в перспективе будет принимать до 5000 школьников ежегодно. Все это способно изменить не только качество образовательного процесса, но и отношение ребят к получению знаний.

Медиацентр РТУ МИРЭА