Практически в каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Но с каждым годом все сложнее находить «белые пятна» в научных знаниях по любому учебному предмету, тем более в области литературоведения и филологии. Но, к счастью, темы для исследования диктуются временем, и думающие ученики находят новое в, казалось бы, давно известном. Небольшой факт, вынесенный ребенком с урока, столкновение точек зрения как внутри класса, так и среди ученых приводит к тому, что возникает потребность в исследовании и создании проектов и научно-исследовательских работ.
Вот лишь некоторые примеры. В 11‑м классе при изучении творчества В.В.Маяковского возник спор о том, как менялось творчество поэта с течением жизни. Интерес к теме привел к исследовательской работе «Разговор с будущим в творчестве В.Маяковского», который выполнила одна из учениц. Тема другой работы родилась из анализа читательских предпочтений современных школьников и их ровесников из ХVIII-ХIХ вв.
Есть темы, которые возникли из увлеченности произведениями, которых нет в программе. Эти исследовательские работы ценны своей неизбитостью и актуальностью. Заинтересованность современных читателей «другой» литературой привела к созданию проектно-исследовательских работ «Фанфикшн - феномен современной литературы», «Сетература: взгляд изнутри», «Литературный мейнстрим» и др.
Среди моих учеников, которые в разные годы занимались какой-либо исследовательской деятельностью по моему предмету, есть те, кто связал себя с профессией, которой я сама служу много лет. Горжусь своими выпускниками. Среди них несколько филологов, успешно преподающих в престижных школах Воронежа. Одна из моих учениц сейчас проходит обучение в магистратуре Геттингенского университета Германии по направлению «Русская литература в европейском контексте». В планах моих сегодняшних учеников - всерьез заняться лингвистикой и поступить в вузы.
Успешность человека часто определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Очень важно научить такой планомерной деятельности детей и постоянно мотивировать их на достижение целей. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности профессионала. Только тот, кто готов отстаивать свое право работать с увлечением, созидать, творить, способен на настоящее творчество и впоследствии станет настоящим профессионалом.

Светлана КОТКОВА, СОШ №3, пос. Анна, Воронежская область