Вместе с тем существует и другая точка зрения. Ряд ученых полагают, что человек - это эмоционально-социальное существо. По их мнению, сам смысл нашего существования имеет аффективную, эмоциональную природу. Они утверждают, что научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а может быть, и более важно, чем накопление информации. Вероятно, поэтому при разработке ФГОС помимо метапредметных и предметных результатов образовательной деятельности была введена оценка достижения личностных результатов.
Еще философы Античности выдвинули весьма важное положение, характеризующее взаимосвязь эмоций и мышления. Они впервые обратили внимание на особый вид эмоциональных переживаний, на так называемые умственные наслаждения, источником которых является сама познавательная деятельность. Особое место среди этих «чистых» и возвышенных чувств занимает удивление, которое не только не «загрязняет» разум, уводя его от познания истины, а, напротив, по мнению Аристотеля, является своеобразным побудителем познавательной деятельности.
Авторы деятельностного подхода в образовании (А.Н.Леонтьев и др.) рассматривают мышление как деятельность, имеющую аффективную (эмоциональную) регуляцию. В основе деятельности лежит функциональная система интегрированных и когнитивных процессов, и у человека благодаря этой системе эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы обретают эмоционально-образный характер, становятся смысловыми.
Эмоции и настроения оказывают воздействие на процессы решения задач. При этом эмоция счастья способствует творческим и индуктивным решениям. Счастливые люди более уверены в себе и проявляют больше упорства в попытках отыскать решение задачи. Грусть, напротив, способствует дедуктивным решениям и рассмотрению множества возможных вариантов. Не соответствующее ситуации настроение может разрушить эффективное принятие решения (Майер, Сэловей). Эмоции необходимы для передачи таких оттенков информации, которые чисто логическими средствами непередаваемы. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию. Информация, лишенная эмоциональной окраски, мертва (Г.Ф.Хильми).
Все эмоции обладают адаптивными функциями, развившимися в ходе эволюции. Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие (К.Изард). Особенно отчетливое влияние эмоции оказывают на ассоциативные процессы, воображение и фантазию. Опираясь на чувственный опыт, мышление преобразует его в абстракции, отвлеченные формы, давая возможность получать знания о таких свойствах и отношениях вещей и явлений, которые нельзя выявить с помощью непосредственного восприятия (Я.Рейковский). Одна из последних теорий, описывающих влияние эмоций на мыслительные процессы, - это теория эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают, и соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту (Д.Гоулман).
Образовательная деятельность в школе располагает большими возможностями для формирования не только понятий, знаний, убеждений, но и чувств. Развитие эмоциональной сферы школьника является необходимым условием формирования не только универсальных учебных действий, но и мировоззрения и системы ценностных норм в целом. В представленной модели обучения, развития и воспитания «Музыка, искусство, движение и драма в биологии» осуществляется интеграция естественно-научного знания, с одной стороны, и гуманитарного и эстетического - с другой (см. рис.). Поэтому основные педагогические условия функционирования модели могут быть разделены на два взаимосвязанных блока: блок развития интеллектуальной сферы (организационно-педагогический) и блок развития эмоциональной сферы (психолого-педагогический).
К основным педагогическим условиям развития эмоциональной сферы относятся следующие:
- личностный смысл изучаемого содержания;
- положительный эмоциональный фон учебных занятий;
- удивление как условие повышения познавательного интереса и мотивации к изучению учебного материала;
- переживание как условие осознания предметного знания;
- вчувствование как условие присвоения предметного знания.
В данной статье мы рассмотрим личностный смысл изучаемого содержания и вчувствование в объект изучения как инструменты коррекции эмоционального фона на уроках биологии и интегрированных учебных занятиях.

Личностный смысл
Понятие личностного смысла исторически связано с концепцией Л.С.Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов, а также с деятельностным подходом А.Н.Леонтьева, который ввел понятие личностного смысла как единицы сознания.
Для рассмотрения механизма развития личностного смысла представляется важным обратиться к понятию интернализации. В педагогике интернализацию изучают как способ мотивации в процессе обучения. При интернализации происходит усвоение ценностей до такой степени, что они определяют поведение индивида. В.С.Серый предлагает рассматривать интернализацию в качестве механизма развития системы личностных смыслов. Используя положения В.Грулиха, он рассматривает реализацию отдельных этапов этого процесса следующим образом:
1. Информация (о существовании объекта или явления действительности и условиях его реализации).
2. Трансформация («перевод» информации на собственный, индивидуальный, язык).
3. Активная деятельность, заключающаяся в осмыслении (познанный объект или явление действительности принимается или отвергается).
4. Инклюзия (инициирование, включение в личную смысловую систему).
5. Динамизм (изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания значимости объекта или явления).
Данный механизм интернализации позволяет перейти от знаниево-ориентированного обучения к личностно ориентированному, где меняется само представление о содержании образования. Для проектирования уроков, в которых личностный смысл изучаемого содержания играет особую роль, нужно учитывать следующие положения:
    Элементом проектирования становится не фрагмент материала, а событие в жизни личности, дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание - его часть.
    Само проектирование обучения становится совместной деятельностью учителя и ученика. Диалог выступает здесь не как запланированная ситуация на учебном занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов в образовании.
    Стирается принципиальная грань между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (диалог, поиск, игра) становится источником личностного опыта.
    Обучение утрачивает традиционные черты искусственности и внешней регламентации и приближается к естественной жизнедеятельности человека.
    Взаимодействие участников учебной деятельности утрачивает формальность и функционализм и обретает черты полноценного межличностного, межсубъектного общения. В силу того что педагог востребуется как личность, его внутренний личностный мир становится частью содержания образования.
    Текст как фрагмент приобретаемой культуры усваивается через контекст (он изначально ориентируется на актуализацию личностных смыслов, а не на поверхностное воспроизведение); развитие «я» идет через «свое другое», через диалог; усваивается не фрагмент целостной жизнедеятельности (знания и умения), а сама эта целостность, что предполагает по меньшей мере имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций.
Таким образом, в зоне первичного внимания находятся деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае является не столько способом передачи ученику готовых знаний, сколько процессом формирования ученика как личности. Учебный материал становится не предметом усвоения, а внешней составляющей образования, образовательной средой для самостоятельной деятельности школьника.
При проведении интегрированных учебных занятий все условия развития эмоциональной сферы используются совместно, они неотделимы друг от друга. При этом личностный смысл изучаемого содержания важен, например, при коррекции эмоционального фона на уроках биологии, когда изучаются «несимпатичные» объекты, которые вызывают негативную реакцию учащихся.
Коррекция эмоций страха, тревоги, беспомощности. Эмоции страха, тревоги, беспомощности оказывают отрицательное, деструктурирующее влияние на процесс познания. Они могут «констатировать» неуспех (неэффективность) деятельности, блокировать поиск новых путей и презентовать смысл ситуации как угрожающий (опасный) для субъекта.
В курсе биологии основной школы изучаются не только бабочки или птицы, но и паразиты (гельминты, пиявки, вши, блохи), а также пауки, черви, моллюски и другие «пугающие» объекты. Неприязненное отношение к ним закреплено генетически и является естественным для человека, поскольку помогает избежать встречи с паразитами или ядовитыми видами в природе, а значит, сохранить свое здоровье. Но все эти животные - часть живой природы. Знание особенностей их строения и жизнедеятельности помогает школьникам понять, что все живые существа - это неотъемлемая часть биосферы Земли.
Для того чтобы преодолеть негативные реакции и страх, в освоении содержания учебного материала можно использовать такой психолого-педагогический прием, как вытеснение/замещение деструктивной эмоции. Рассмотрим в качестве примера домашнее задание к учебному занятию по теме «Класс паукообразные».
Целесообразность применения. Страх к паукообразным, арахнофобия, является врожденным защитным психологическим механизмом, сформировавшимся на начальных стадиях эволюции человека и закрепившимся путем естественного отбора. Однако опасность паукообразных значительно преувеличена в бытовом понимании. Эти членистоногие являются неотъемлемой частью биосферы, занимают в ней определенную экологическую нишу и должны быть осознаны и приняты учащимися как необходимый компонент живой оболочки Земли, имеющий право на существование.
Цель: преодолеть страх перед паукообразными.
Средства: элементы динамической смысловой системы (ДСС), алгоритм построения модели творчества по Я.А.Пономареву.
Прием педагогической техники. В качестве домашнего задания учащимся предлагается создать художественное произведение любого жанра, связанное с пауками: пьеса, воспоминание о встрече с пауком, связанное с детством, детская «страшилка», стихотворение и т. п. (табл. 1).

Пример выполненного домашнего задания.
Моя первая встреча с пауком
В первый раз я увидела паука, когда мне было пять лет. Это был самый обычный паук под названием «часики». Он выглядел так: у него были четыре пары очень длинных и худых ног и круглое мохнатое тельце. Поскольку я была очень маленькая, я сначала очень испугалась, а потом мне захотелось узнать побольше об этом немного страшном, необычном, но очень интересном существе. Я поймала его и начала рассматривать, но не понимала, почему он такой. Тогда я пошла к моему старшему брату и показала ему паука. Брат рассказал мне, что это сенокосец, безобидный для человека паук, который охотится в траве на мелких насекомых. Потом брат добавил, что пауки не все такие, есть и хищники, яд которых опасен для жизни человека. Этим рассказом брат меня очень напугал, и теперь я боюсь пауков и никогда не беру их в руки.
Вот так прошла моя первая встреча с пауком.
Настя И., 12 лет

Вчувствование как условие присвоения предметного знания
Известный русский философ С.Л.Франк в своей работе «Душа человека» писал: «Вчувствование есть в действительности прочувствование, эмоционально-душевное проникновение в природу объекта, переживание, которое, будучи одновременно и субъективно-душевным явлением, и объективным познанием, возвышается над самой этой противоположностью и образует явление suigeneris».
В контексте представленной модели понятие «вчувствование» рассматривается тождественно философской категории «внутреннее» - склонности человеческой души, одушевляя предметы окружающего мира, ассимилировать их, наделяя их смыслом, включать в круг ценностей, обнаруживая их сущность, делать привлекательными или способными возбуждать интерес.
Учебное содержание останется отчужденным от личности школьника, если в нем не будет выделена личностная значимость изучаемого материала и созданы условия для протекания процесса переживания этой значимости в определенной последовательности: выражение, вчувствование и осмысление.
Таким образом, при создании образа изучаемого объекта (процесса, явления) происходит смещение акцента на «я-позицию». Благодаря вчувствованию знание не усваивается, а личностно присваивается. Происходит качественный скачок от абстрактного к истинному знанию, о котором писал великий русский философ С.Л.Франк.
Преодоление эмоций брезгливости и неприязненного отношения
Рассмотрим это на примере изучения темы «Тип кольчатые черви». Представители типа (дождевой червь, нереис, пескожил, пиявка медицинская и др.) вызывают у учащихся либо негативные реакции, либо отсутствие интереса к изучению. Вместе с тем дождевой червь - хранитель плодородия, нереис, пескожил осуществляют биологическую очистку воды, медицинская пиявка - это источник гирудина - вещества, помогающего людям в борьбе с тромбофлебитом, гипертонией и пр. Учителю необходимо донести до учащихся биологические знания о кольчатых червях, их значении в природе и жизни человека. Значит, необходимо выделить личностный смысл этих живых организмов для каждого учащегося.
Итак, при изучении темы «Тип кольчатые черви. Класс пиявки» ставится цель: изучить биологические особенности строения медицинской пиявки и ее значение в природе и жизни человека. Основное средство достижения поставленной цели - правильно организованная работа с информацией. Но при этом используется прием педагогической техники: вчувствование, осознание личностного смысла объекта. Целесообразность применения приема вчувствования: пиявки - объект, вызывающий негативную реакцию со стороны учащихся, однако медицинская пиявка - источник гирудина (лекарственного вещества). Технологическая схема урока представлена в таблице 2.

В данном примере используется первый уровень ролевой игры - монолог. Кроме пиявки таким образом можно изучать и других представителей типа кольчатые черви: дождевого червя, нереиса, пескожила и др. После того как количество монологов будет достаточным для создания сценария, изучение учебной темы переходит на следующий уровень - постановка спектакля-феерии «Фантазии на тему «Кольчатые».
Таким образом, создание атмосферы плодотворного научного поиска, использование приемов удивления, переживания, вчувствования являются необходимыми условиями коррекции эмоционального фона на интегрированных учебных занятиях.

​Валентина СМЕЛОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва