Безусловно, часы общения играют большую роль в жизни не только взрослых, но и наших детей. А если они еще и задуманы необычно и интересно, то, как говорится, цены им нет и каждая встреча становится долгожданной.
На протяжении многих лет в образовательных организациях час общения с классом - классный час - был и остается одной из основных и приоритетных форм воспитательной работы. Еженедельные встречи классных руководителей и обучающихся - это не просто атрибут повседневной школьной деятельности, а инструмент для формирования и сплочения современного детского классного коллектива. Каждый классный руководитель стремится к оригинальности, успешности проведения своих классных часов. Поэтому рискнем предположить, что приведенные ниже полезные советы, «профессиональные хитрости» будут незаменимым помощником в работе классных руководителей.
Итак, лайфхаки для классных руководителей, помогающие интересно организовать и провести классные часы в динамично изменяющейся школьной жизни:
#1. Для достижения максимального эффекта и поставленных задач постарайтесь выбрать наиболее подходящую форму проведения классного часа общения с обучающимися.
Чаще всего стандартные классные часы проходят либо в виде беседы, либо в виде лекции, поэтому постарайтесь привнести интерактивные формы, которые изменят обычную обстановку на более неформальную, раскрепощающую и стимулирующую к творчеству и познаниям: всевозможные викторины, экскурсии, брейн-ринги, диспуты, брифинги, конференции, сюжетно-ролевые игры, социально-культурные проекты, видеоконференции с ровесниками из других стран.
#2. Для упрощения подготовки и проведения классных часов создайте свою персональную уникальную циклограмму, придерживаясь при этом общешкольного плана работы по воспитательной деятельности.
Например:
- на один календарный месяц зачастую приходится 4 классных часа: из них 1 тематический, 1 интеллектуально-познавательный, 1 информационный, 1 традиционный, направленный на реализацию школьной программы воспитания и социализации, либо рекомендуемый вышестоящими инстанциями;
- картотека классных часов: дайджест по значимым календарным датам, названия тем часов общения по алфавиту.
#3. Активно шагаем в ногу со временем - при разработке классных часов используем IT-технологии: интерактивные доски, МЭШ-панели, мультимедийные проекторы, фото- и видеопрезентации. Визуализация и наглядные материалы значительно повысят интерес ребят к выбранным темам совместного общения.
#4. Для поддержания комфортного микроклимата на классных часах разработайте правила общения: у каждого есть право быть выслушанным и понятым; любое мнение заслуживает уважения; признаем право каждого на любой вопрос; с уважением относимся друг к другу.
#5. Создайте свой собственный чек-лист (check list): перечень пошаговых последовательных действий, которые вам необходимо выполнить, чтобы подготовить успешный классный час.
Пример чек-листа (check list):
- определить тему и форму проведения;
- сформулировать SMART-цель и задачи;
- подобрать необходимый материал и оборудование;
- создать инициативную рабочую группу и делегировать полномочия между учащимися (при необходимости);
- определить целесообразность участия приглашенных гостей и специалистов по выбранной теме;
- утвердить сценарий (вступление, основная часть, заключение);
- проследить логику проведения: постановка проблемы, обсуждение, принятие решений.
#6. Получите обратную связь - фидбэк (feedback)! Ведь правильный фидбэк может подсказать, что вы делаете не так или что вам нужно исправить, чему уделить чуть больше внимания. А возможно, все и так правильно? И тогда лишняя похвала никому не повредит.
Примеры инструментов фидбэка:
- классная книга отзывов и предложений;
- ящик обратной связи;
- стенгазета;
- всевозможные виды голосований.
#7. Помните! Для того чтобы обучающиеся ждали каждой новой встречи и часа общения, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классных часов, но и в определении их тем. Обсуждаем с ребятами круг интересующих их вопросов, собираем «корзину проблем» и с учетом их пожеланий формулируем тематику классных часов.
#8. Действуйте в одной цепи с родителями (законными представителями). Приобщайте родителей (законных представителей) к сотрудничеству в детско-взрослом сообществе «ученик - классный руководитель - родитель»: атмосфера доверия, дружбы, конструктивного взаимодействия.
Например:
- участие родителей (законных представителей) в планировании и проведении классных часов;
- родительский клуб класса;
- дайджест-календарь семейно-классных культурно-развлекательных событий.
#9. Любите детей! Без этого условия вряд ли можно осуществить все вышеперечисленные профессиональные задумки.
И в заключение хочется отметить, что успешность организации и проведения классного часа в первую очередь зависит от степени заинтересованности самого классного руководителя. Индивидуальный стиль проведения по-настоящему «классных» часов общения создается совсем не быстро, так как требует осмысления накопленных традиций и синтеза педагогических инноваций. А рождению любого уникального бренда способствует этап интересного обсуждения и живого общения.

Елена БАРТНОВСКАЯ,
методист по организации воспитательного процесса, дополнительного образования и социализации школы №17