Было неуютно все: болотный цвет школьной доски, который вызывал отвращение; мел, который оставался на руках и сушил кожу; старые плакаты на стене, которые, скорее всего, были старше, чем ученики класса; календарь, красная рамка которого выделяла дату - 15 февраля 1990 года. «Сейчас бы в кино сходить, а не слушать эту муть», - думал Алексей. Алексей, обычный ученик 8‑го класса общеобразовательной школы.
- О чем мечтаем? - прервал раздумья Леши преподаватель. - Неинтересно?
- Не особо, - честно признался Алексей. - Если бы здесь кино показали! Представьте, что в недалеком будущем не будет больше досок, мела и тряпок. Не будет дневников и журналов. У учителей и детей появятся компьютеры, на которых они будут выполнять задания, смотреть видеоматериалы и прослушивать аудиозаписи. Учебники тоже можно будет не носить: все поместится в компьютере… Только, наверное, он будет очень тяжелым. Но это не беда. Зато какие были бы интересные уроки!
- Ну и выдумщик же ты, Алексей. Бери ручку и записывай…

- Алексей Денисович, мой планшет скоро сядет, - сказал грустным голосом ученик 8‑го класса. На дисплее рядом с датой «15 февраля 2025 года» горел индикатор заряда батареи - «11%».
- Ничего страшного, возьми портативную зарядку в конце класса, - ответил Алексей и вернулся к интерактивной планшетной доске, висящей на стене.
В стенах той же самой школы, в том же самом классе, на том же самом предмете, но уже не просто Леша, а Алексей Денисович, квалифицированный учитель, преподающий уже много лет. Как же он был тогда прав: ни мела, ни доски, ни журналов больше не осталось. Яркие картинки сменялись видео и схемами. И так проходили все уроки. Больше не вырвешь страницу из дневника, не спрячешь журнал перед собранием. Стоит только написать замечание, как сразу мама видит его на своем смартфоне. Да, как правило, замечания приходится писать редко, ведь почти все дети восторженно рассматривают слайды, выполняют тесты на своих планшетах и не хотят уходить с урока. Но не этот ученик…
- О чем мечтаем? - спросил Алексей Денисович мальчика, который смотрел, как снежинки медленно липнут все на те же ветви за окном.
- Да скучно. Вот бы сейчас не смотреть видео, а оказаться там, на месте событий. Чтобы весь наш класс очутился, к примеру, в ледниковом периоде или чтобы мы, уменьшенные, переместились в муравейник и наблюдали, как работают насекомые. Было бы здорово не просто смотреть на меняющиеся картинки на экране, а взаимодействовать с объектами. Вот бы мы научились создавать и использовать голограммы, вот бы у нас в школе появились VR-технологии. А еще лучше - телепорт. Представляете, рассказывают нам на географии про Эверест, а мы - раз! - и там.
«Не выдумывай», - хотел было сказать Алексей Денисович, но вовремя осекся. Что-то было в его ученике до боли знакомое. Не цвет глаз или волос, не рост и не одежда. Что-то, что исходило изнутри.
Быть может, после Алексея в этом классе будет стоять этот самый мальчишка, который тоже захочет все изменить.
Неважно, в какое время вы живете. Пока есть люди, которые видят несовершенства, фантазия которых бурлит, идеи которых могут перевернуть привычную систему вверх дном и усовершенствовать привычный нам мир, развитие не остановится. Развитие общества, развитие технологий, развитие образования - все должно иметь какой-то катализатор. И кто знает, если через 50 лет в классе будут находиться дети, довольные всем, будет ли это означать, что система пришла к совершенству, или же, наоборот, это будет значить, что в детях умерло творческое начало, а общество стало статичным.
Время покажет.

Елена ШЕХОНИНА, учитель математики и информатики школы №953, призер конкурса «Педагогический старт»-2018