Ох и шумные они! Кричат, визжат и толкаются. Нет-нет, там моя нога, а туфли белые! Эх, день испорчен. Ладно, отойду в сторонку от этой стаи шустриков. Да-а-а, мельчает поколение. Совсем уже не те: ни подвигов, ни вежливости, ни сдержанности. Гаджеты - их главные друзья, социальные сети - жизнь. Помню, в 2018‑м хоть и с трудом, но можно было заставить их убрать телефоны в сумки на урок. А сегодня уже 2025‑й! У них там все: учебники, музыка, которая окончательно утратила статус искусства, переговоры с родителями, сверстниками, прочие «необходимости». Это странно, но люди не перестали пользоваться общественным транспортом. Мода на гироскутеры, моноколеса и сигвеи быстро прошла.
Становится жарковато, клонит в сон. В правом ряду сидит мальчишка лет девяти (определять на вид класс и возраст - это профессиональное). И, хоть солнце не пробилось сквозь утренний сумрак, на глазах у него темные очки. Солнечные? Нет, цифровые. Усердно всматривается в стекла и что-то бормочет. Повторяет урок, умница. Но не все способны оценить его рвение к учебе. Вокруг собрались ворчуньи и осуждающе охают: «Вот воспитание… Мы такими не были!» Хм, ну да, все мы были не такими.
Возле первой двери стоят задумчивые и неприветливые подружки. Смотрят в экран одного телефона. Молча, без слов. На лицах - ни капли позитива. Поколение, заменившее эмоции смайлами и картинками. И они вызывают неодобрение: стоят у самого входа, не дают спокойно пройти, не реагируют на упреки старших. «Теряем, теряем молодежь», - продолжают шуршать пассажиры.
Приехали, выходим. Остановка конечная - троллейбус пустеет. Вздохнув с облегчением, моргает на прощание правым глазом, отбывает на диспетчерскую станцию. Прощай, старый друг, встретимся после работы!
Вот оно. Место, куда день за днем спешат мои ученики и коллеги. Опоздание - серьезное правонарушение. Нет, за одно опоздание никого из школы не выгонят, но выговор, если говорить об учителях, отхватишь. И это справедливо. На входе раздаются звуковые щелчки. Электронная система отмечает присутствующих.
Огромный монитор в холле сообщает: «Тема общешкольного информационного часа - «Знаменитые люди моей Родины». Символично. Да, мы все еще помним их: Коласа и Купалу, Скорину и Ефросинью Полоцкую. Совсем недавно к нам приезжала выездная экскурсия голографического музея. Впечатлили 3D-проекции писателей и художников, с которыми ребята смогли обменяться парой фраз.
Так, надо спешить. Впереди еще целый школьный день. Звенит звонок. Ну как звенит - скорее играет. Еще в начале двухтысячных вместо стандартных трелей школьного звонка стали применять музыку. И вот сегодня в каждом учреждении образования есть своя мотивирующая мелодия. По коридору катятся возгласы, шум и гам. Ученики торопятся войти в класс быстрее учителя. Что-то мои припоздали. Ни одного! Это что, саботаж? Начинаю нервничать. Две минуты прошло, три. Где все? Ладно, даю им пять минут. Проверю свою готовность к уроку: интерактивная доска включена, все необходимое разложено на партах, а к партам плотно придвинуты стулья. Кстати, мебель автоматически регулируется под каждого, что не может не радовать. На рабочем месте есть монитор, наушники и… тетради. Обычные бумажные тетради и синие шариковые ручки. От них никак нельзя отказаться. Письмо не только развивает грамотность, но и воспитывает силу воли, внимательность и усидчивость.
Помню, года два назад один ученик сильно возмущался: «Ну сколько можно писать? Это прошлый век! Я же могу все напечатать!» Можешь, не спорю. Но что ты скажешь, когда вдруг отключат электроэнергию? А что ты покажешь вместо сочинения, когда сядет батарея на планшете? Цифровые технологии здорово помогают человеку, упрощают жизнь, ускоряют ее темп. Но, как бы банально это ни звучало, с запахом бумажной книги, с поздравлением в открытке, написанным своей рукой, ничего не сравнится. Излишне оснащать школу техникой, думаю, не стоит.
Тем временем к главному входу стягиваются опоздавшие. Перепрыгивают лужи, образовавшиеся от пятиминутного осеннего дождя. Открою окно - свежий воздух. В классе до сих пор темно и тихо. Растянуть бы этот момент, такой спокойный и безмятежный.
Через дорогу тянутся две фигурки. Та, что побольше, тянет за руку совсем маленькую. Малышка упирается и топчется на месте, что-то доказывает и трясет свободной рукой. Крик все громче и громче. Видимо, у фигуры постарше заканчивается терпение. Сдержанно и уверенно убеждает в своей правоте и продолжает буксировать девочку. Будь тут троллейбусная ворчунья, она бы сказала о непослушании нынешнего поколения, о неумении родителей воспитывать своих детей, о системе образования, которая, как говорят, дала сбой.
Ого! Семь минут урока прошло! Да как так?! Моих все нет и нет. Сомнений не осталось: прогуливают, всем классом прогуливают. Может, правдив был утренний шепот в транспорте. Молодежь не та, поколение потеряно. Да и школа тоже. Ученики просто не приходят на урок. Дожили. Это все гаджеты, точно говорю! Социальные сети, короткие бессмысленные видео, экраны повсюду…
Стук в дверь прерывает моего внутреннего философа.
- Вера Александровна! Вы тут! С днем рождения! Ура-а-а!
Настроение меняется мгновенно. Это они, мои самые любимые и лучшие ученики. Такие озорные, внимательные и воспитанные. Опоздали - готовились к поздравлению. Класс заполнил смех. Ребята, такие искренние и счастливые. На лицах - улыбки, в руках - воздушные шары.
Ну уж нет, тетушка-ворчунья, ваше время не пришло и не придет. Дети всегда будут детьми, а школа - школой, местом, где находят друзей, определяют свой путь, поддерживают и учатся. Учатся письму, чтению, математике и… жизни. Через тридцать, сорок, пятьдесят лет школа будет храмом знаний.
2025. Солидная цифра. Информатизация, технологизация и прочие реформы, конечно, будут. Но главное - это дети. Все для них. Учитель - профессия благодарная, вопреки всем мнениям. Видеть горящие глаза, слышать дрожащий от восторга голос - самая лучшая награда. Наша задача на все времена - не упустить тот самый взгляд, почувствовать и удержать его.
Благодаря моим ученикам уроки прошли позитивно. С прежней любовью к своей профессии бегу на встречу с ним. Мой желтоглазый друг-троллейбус неодобрительно рычит - чуть не опоздала. Салон набит битком. Возвращаются с пар студенты:
- Фух, зачеты сданы. Можно и отдохнуть.
- Ага, всю ночь учили, совсем не спали.
- Мне уже и мама говорила, чтобы я работу бросила, на учебу все силы кинула. Но я так не могу. Ей сейчас очень нужна моя помощь.
- Ну ничего, видишь, вместе справились. К следующей сессии будем готовиться заранее.
Так вот в чем секрет их утренней усталости: готовились к занятиям.
Весело хохоча, вбегают две подружки:
- Ой, я так за нее переживала!
- Ага, у меня, как в сообщении увидела, что Катя в больнице, так аж дух перехватило.
- Ну, сейчас с ней все хорошо. Завтра навестим.
И тут все понятно. Девчонки переживали за подругу, поэтому утром так усердно всматривались в ее сообщения.
В левом ряду парнишка весело сообщает маме:
- Я все-все рассказал. Утром повторил - и рассказал. Меня похвалили даже!
Две фигурки протиснулись в центр. Обе веселые, счастливые. Мама и дочь обсуждают утренний спор. У малышки заболел котенок, и она не хотела оставлять его одного. Папа свозил питомца к ветеринару, теперь с ним все хорошо.
Так, а вот сейчас опасность. В троллейбус вошла она.
- Бабушка, садитесь на мое место! - зазывают сразу трое мальчишек.
- Спасибо, ребята! Хорошо вас мама воспитала, хорошая у нас молодежь!
Дети - это и правда цветы. От качественного ухода зависит и урожай. Задача нас, учителей, не меняется веками. Мы ответственны не только за предметные знания, но и за воспитание своих учеников. 2025‑й не так уж и далек. Важно помнить, что такое школа и для чего она. Как говорил Анри Барбюс: «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

Вера ДАЙЛИДКО, учитель белорусского языка и литературы лицея №2 Минска, лауреат конкурса
«Педагогический старт»-2018