К вопросу развития образования в данном случае нужно относиться исходя из текущих проблем. Однако нельзя говорить лишь об изменениях: мы должны опираться на опыт предыдущих лет, сохранять традиции отечественной школы, а ошибки и недочеты исправлять.
Одной из ведущих проблем современной школы является реализация инклюзивного образования. Дети с особыми образовательными потребностями учатся в массовых классах с целью социализации в обществе. Среди педагогов у этой системы больше противников, нежели сторонников. Сама идея включения особых детей в общество очень правильная, но способ ее реализации не является жизнеспособным.
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специально созданных условиях. Эти условия не могут быть реализованы в общеобразовательных классах с наполняемостью в 28 человек. Таким детям нужно гораздо больше внимания, чем другим. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют». Учитель не способен дать необходимое количество внимания особому ребенку в рамках общеобразовательного класса, поэтому хотелось бы, чтобы «Стратегия-2025» включала в себя новое видение инклюзивного образования.
Представьте, что вас посадили управлять космическим кораблем. Вы будете чувствовать себя комфортно? Так же себя чувствуют особые дети в классе с остальными. Пусть дети учатся в школе со всеми, участвуют в жизни школы, ходят на кружки и факультативы, поют на концертах, катаются на лыжах, но для них будут созданы свои микроклассы с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. У таких детей должна быть постоянная поддержка специалистов, учителя с коррекционным образованием. Это поможет им встать на ноги, а не быть лишними в классе, обузой среди всех. Мы не должны принижать их или приравнивать ко всем: они особенные и нуждаются еще в большей заботе со стороны школы.
Микроклассы и ресурсные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья помогают чувствовать себя защищенно и комфортно. Дети, находясь среди равных, больше мотивированы на учебу и взаимодействие со сверстниками, быстрее и без кризисных моментов адаптируются. Их мамы и папы получают колоссальную психолого-педагогическую поддержку и находятся в среде родителей, которые воспитывают таких же детей. Это способствует сплочению родительского коллектива, повышает мотивацию, а также уровень знаний по обучению и воспитанию детей. Такая образовательная среда помогает детям научиться жить с их диагнозами, а родителям - принять их. Когда же родители с детьми с ограниченными возможностями здоровья попадают в «норму», им гораздо тяжелее найти общий язык с окружающими. Люди, которые не сталкиваются с такими проблемами, не могут оценить их и чаще видят лишь негативные стороны.
У родителей должен быть выбор пути для своего ребенка, он должен иметь возможность решать, в какой класс пойти ребенку - общеобразовательный или специализированный. А образовательным организациям необходимо сделать специализированные классы доступными, привилегированными, а не классами для неугодных обществу.
Многие семейные беды обуславливаются незнанием элементарных педагогических истин. В образовательных учреждениях необходимо создавать условия для социально-педагогической поддержки родителей с целью педагогического просвещения, расширения их знаний о воспитании, предупреждения проблем в семейном воспитании. Просвещение в области психологии и дефектологии необходимо осуществлять для всех родителей, а не только для родителей особенных детей. Школы должны научить и педагогов, и родителей учеников правильному пониманию инклюзии.
Инновационные технологии также должны развиваться в данном направлении. Школам следует еще больше адаптировать среду для детей с ограниченными возможностями. Мы должны применять ИК-технологии так, чтобы они помогали детям справляться с учебными задачами. Если ребенок не может писать - это не значит, что он не сделает это с применением компьютерных технологий…
Есть много аспектов, касающихся образования особых детей, которые можно перечислять друг за другом. Но в первую очередь я хочу сказать, что эти дети заслуживают большего, чем инклюзивное образование на данном этапе развития. Мы должны жить все вместе и не отделять детей с особыми образовательными потребностями от других, но это не значит, что мы должны просто поместить их в социум общеобразовательного класса. Нам нужно сделать гораздо больше для их жизни и успешной социализации.

Александра ПОЖАРСКАЯ, учитель начальных классов, коррекционный педагог школы №1852, лауреат конкурса «Педагогический старт»-2018