На мой взгляд, вот уже несколько лет мы находимся в переломном моменте истории: меняется жизнь, меняется общество, меняются интересы, меняется образование. Образование - это ключ к успеху государства в целом. Плохое образование в школе - плохое образование в вузе - плохие специалисты, вышедшие их этих вузов, - и снова по замкнутому кругу. Если в стране нет хорошего образования и хорошей медицины, то, пожалуй, в стране вообще ничего нет.
Наверное, мне хотелось бы поговорить о Школе-2025 не в глобальном плане, а в узком, частном, рассмотреть такие моменты, которые не увидишь в анонсе. И, возможно, я буду не слишком мягкой.
Я думаю, что любой молодой педагог, только окончивший вуз и наполненный оптимизмом, мечтами и ожиданиями, сталкивается с рядом проблем. И, конечно же, хотелось бы, чтобы школа 2025 года не убивала в молодых педагогах ту самую искру, которую многие, к сожалению, теряют в первый год работы, навсегда закрывая для себя учительскую профессию.
Так почему же искра гаснет? Попадая в современную школу (если не брать в расчет отдельные «элитные» школы, которые, по большому счету, являются скорее исключением, чем правилом), ты, как хомячок, оказываешься в коробке размером 50x50. Ограничения сдавливают тебя со всех сторон: бумажки, нормы, правила, пятибалльная система оценивания, которая вовсе не пятибалльная, а трехбалльная («3», «4», «5»), «делай именно так, а не иначе», безнаказанность учеников, бессилие учителей и неуважение к ним. Вот все то, что убивает настоящего учителя.
Хочется верить, что к 2025 году нам удастся избавиться от бюрократии в образовании. Я считаю, что цель учителя - учить, разве не так? А современный же учитель - это и документовед (личные дела, аттестации, аннотации, планы), и социальный педагог, который «вылавливает» непутевых родителей, тратя свое личное вечернее время, и спортсмен, который бегает из корпуса в корпус (из-за объединения многих школ не все учителя работают на одной лишь площадке), и уборщица, отмывающая окна в своем кабинете и полосы от черной обуви на полу.
У учителя должно быть личное время, свободное от работы и приказов администрации с приставкой «срочно». Я считаю, что к 2025 году в школе нужно четко дифференцировать функции различных должностей. Что я имею в виду: учитель-предметник не должен иметь класса, а классного руководителя следует полностью освободить от учебной нагрузки. Назовем этого человека «куратор». Ведь естественно, что мы все не Цезари, поэтому эффективно исполнять несколько ролей не всегда представляется возможным. С нагрузкой в 6 уроков и несколькими часами дополнительного образования в день классный руководитель объективно не может быть классным. Поэтому каждый класс должен иметь наставника, куратора, который будет заниматься общением с родителями, следить за посещаемостью, дисциплиной, питанием и личными делами учащихся, возить их на дополнительные занятия и экскурсии. Своего рода «мама» или «папа» класса. Он необходим, чтобы учитель-предметник спокойно готовился к урокам, чтобы не отлучался во время урока с ребенком в медицинский кабинет в случае необходимости, чтобы не общался напрямую с родителями, чтобы не бегал по учителям узнавать, что сказать родителям по поводу успеваемости ученика 6‑го «В» класса, чтобы выходные у учителя наконец-то стали выходными. Сейчас учитель - этот тот человек, который должен жить в школе, это человек, у которого не может быть семьи и личной жизни, это человек, который не спит в 12 часов ночи и обязательно должен ответить маме Пети Иванова, почему ее сын не по­обедал сегодня в столовой или получил двойку по математике. Введение должности «куратор» и разделение ролей «учитель-предметник» и «учитель-куратор» поможет нормализовать учебный процесс и снизить нагрузку с одного-единственного человека, который выполняет сразу 100 функций. Я думаю, что подобное нововведение во многом упростило бы жизнь многих людей и сделало бы образование более качественным.
Также я предложила бы расширить профильное образование и начать его с 8‑го класса. Сейчас профильное образование, по сути, подразумевает уменьшение часов одних предметов за счет увеличения вторых начиная с 10‑го класса. Так вот я бы предложила увеличить количество профильных классов и вовсе исключить некоторые предметы в отдельных профилях.
В основном на базе школ действуют физмат, лингвистический, общепрофильный классы. В отдельных школах - медицинский, инженерный. Также можно было бы ввести класс спортивной подготовки, экономический, с усиленным изучением математики, экономики, права.
А вообще, я предлагаю создать профильные классы на основе пожелания детей. Так, например, обязательными являются 5 часов русского языка, 3 - иностранного, 5 - математики, а все остальные предметы обучающиеся набирают сами до начала учебного года. Для этого необходимо определить нормы часов для разных классов и дать возможность школьникам заниматься теми предметами, которые им действительно нужны в будущем и интересны. До 8‑го класса образование должно быть прежним, а вот начиная с 9‑го, где идет усиленная подготовка к экзаменам, стоит просто увеличить количество часов предмета в школе по желанию учеников и их родителей.
Еще один момент, который часто становится камнем преткновения, - это большое количество обучающихся и нехватка школ, в частности, в новых районах. В классе (особенно в начальной школе) может находиться по 30 детей - это недопустимо. Почему частные занятия с репетиторами сейчас такие популярные? Потому что на них информация может быть донесена в индивидуальном порядке, каждому обучающемуся выделяется необходимое количество времени. Как же приятно и продуктивно заниматься в небольших классах! Это исключительная необходимость - снизить количество обучающихся до 20 человек в классе и до 10 человек в группе иностранного языка. Только в небольших группах, за круглыми столами, когда атмосфера в классе совершенно другая и учитель может уделить каждому ребенку внимание и время, процесс обучения сможет выйти на другой качественный уровень.
Думаю, вопрос об оплате труда педагогов в последние несколько лет не стоит так остро. Вроде учителя уже получают более 50 тысяч в месяц, и жаловаться не на что. Но если мы посмотрим на стоимость жизни в Москве, на стоимость жилья, то тут же поймем, что до «нормальной» зарплаты нам еще далеко. Молодой специалист, работающий в школе, никогда в жизни не заработает себе на квартиру в Москве, а это значит, что учителя должны жить или на съемной квартире, или с родителями, или в Подмосковье. Все это ведет к неудовлетворенности жизнью, а ведь личные проблемы во многом влияют на качество нашей работы.
Проблему можно было бы решить несколькими способами: это либо социальный найм (то есть предоставление жилья на время работы в школе), либо такой уровень заработной платы, который позволил бы учителю в первые годы работы отложить деньги на первоначальный взнос по ипотеке, либо государственная поддержка и упрощенные условия кредитования. Кажется, что все те вещи, которые я рассмотрела в данной статье, являются лишь частными проблемами, практически личными. Но за нашими малыми идеями-крупицами и стоит будущее. Если мы будем услышаны - значит мы работаем не зря.

Ирина КОНАРЕВА,
учитель английского и испанского языков школы №402 имени Алии Молдагуловой, лауреат конкурса «Педагогический старт»-2018