Номинация «Предметная образовательная деятельность»

Наталья КОЛГАНОВА, лицей №44, Липецк:

- Об олимпиаде я узнала из информационного письма Липецкой организации Общероссийского Профсоюза образования. Меня «зацепили» условия ее проведения. Это, пожалуй, первый конкурс, где не нужно проходить отбор на муниципальном и региональном уровнях, а значит, результаты зависят только от тебя!
Первый заочный тур, представление портфолио, сложностей не вызвал. Была разработанная мною технология, был проект, соответствующий современным требованиям, было чем поделиться с коллегами, желание рассказать о себе. Второй заочный тур оказался сложнее. Нужны были отснятые по теме проекта качественные видеоматериалы. Я уверена, что настоящий творческий учитель думает о том, как материал урока отзовется в душах детей, что они усвоят и унесут в своем сердце. А видеосъемка отвлекает учеников от процесса обучения, поэтому я не очень люблю, когда на уроке работает кинооператор, хотя понимаю, что по-другому представить свой проект на суд жюри было бы сложно. Только в этом и была загвоздка. Потом, на интернет-собеседовании, проблем не было. Члены жюри были очень благоприятно настроены, задавали уточняющие вопросы по содержанию видеоматериала, и было понятно, что они хотят еще больше узнать про разработанную мною технологию.
Будущим участникам олимпиады надо четко понимать, что все, о чем они напишут в первом заочном туре, необходимо будет раскрыть в видеоматериалах и, конечно же, суметь показать членам жюри, что это материал, который они сами разработали, пропустили через себя и, как следствие, все про свой проект знают на «отлично»!
Известие о том, что я вышла в финал, было для меня радостью. Но несколько минут ликования сменились волнением, чувством ответственности, появилось сомнение, смогу ли выступить так, чтобы коллеги и члены жюри поверили мне и приняли разработанную технологию. А это было очень важно для меня! Ведь технология формирования основ читательской компетентности младшего школьника - дело всей моей профессиональной жизни.
На очном этапе вначале надо было публично представить итоги своего проекта, предложенного в составе портфолио в первом туре. Это задание не показалось мне трудным. Надо было четко продумать структуру выступления и правильно подготовить презентацию. А вот финальными испытаниями для лауреатов стали мастер-классы и публичные дебаты, которые проходили в МИА «Россия сегодня» и транслировались в прямом эфире. Мне не часто приходилось показывать мастер-класс, а уж в дебатах я ни разу не принимала участия. И началась подготовка. Многочасовые просмотры мастер-классов и дебатов лучших педагогов России, выстраивание своего мастер-класса с продумыванием возможных вопросов и ответов, подготовка раздаточных материалов, выбор актуальной темы для дебатов, обдумывание своей позиции и прочее, прочее, прочее.
А еще ты понимаешь, хоть и постоянно гонишь эту от себя эту мысль, что финала для тебя может и не быть. Но ты к нему должен быть готов!
Будущим участникам олимпиады хочется пожелать достойно пройти конкурсные испытания, продемонстрировать свои знания, компетенции, таланты и умения так, чтобы у членов жюри и коллег не осталось сомнения в том, что вы лучший первый учитель. Но прежде всего в это надо верить вам самим!

Татьяна БОРИСЕНКО, школа №2, город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ:

- О старте I Всероссийской олимпиады учителей начальных классов «Мой первый учитель» я узнала от администрации школы. Завуч по методической работе прислала положение о конкурсе, и я внимательно прочитала его. Сразу обратила внимание, что у конкурса серьезные учредители и партнеры, оргкомитет, методический совет и компетентное жюри. Этот факт вселял надежду на объективность оценивания.
Наибольшую сложность на заочном этапе у меня вызвала подготовка портфолио, все остальные материалы у меня были, поскольку я уже имела опыт участия в очных и дистанционных конкурсах профессионального мастерства.
Участникам заочного тура я хотела бы посоветовать продумать тему проекта. Потому что проект вы будете представлять жюри, коллегам, если пройдете в очный тур. В предложенной работе должна присутствовать ваша авторская позиция, ваше видение и пути решения проблемы.
Когда я узнала, что прошла в финал и стала участником очного тура, конечно, очень обрадовалась. Меня поздравляли коллеги по работе, родственники, ученики и их родители. Затем начались переживания по поводу представления проекта. Хотя его критерии были четко заданы, сомнения все-таки присутствовали. Больше всего меня впечатлило знакомство и общение с членами нашего жюри Анжеликой Анатольевной Казаковой, Людмилой Юрьевной Савиной, Анной Алексеевной Денисовой. Все проходило в доброжелательной рабочей обстановке.
Конечно, стать лауреатом олимпиады такого масштаба можно было только мечтать, и это свершилось! То, что мне пришлось выступать перед многотысячной интернет-аудиторией, до сих пор меня волнует. Сейчас я считаю, что к этому не была готова. Но на момент выступления об этом не думала.
Было очень приятно получить поздравительную телеграмму от председателя Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентины Худяковой, а также поздравления от директора департамента образования автономного округа Марины Кравец и председателя Ямало-Ненецкой окружной организации профсоюза Ольги Березиной.
Участникам олимпиады желаю независимо от результатов не останавливаться на достигнутом. Конкурс - это всегда новый виток развития, обогащение новыми знаниями и впечатлениями, возможность приобрести новых друзей и новые педагогические идеи!


Екатерина ТЕРЕНТЬЕВА, ялтинская средняя школа №15, Республика Крым:

- Для меня, как это ни странно, наиболее сложным оказалось заполнение анкеты. Это связано с «многоступенчатостью» вопросов профессионального характера, а также с тем, что многие из них связаны со сферой деятельности, в которой ты еще не успел показать результаты. Например, в пункте 2.1 необходимо осветить конкурсные достижения обучающихся. Но это составляет сложность для молодого педагога, у которого дети еще не успели проявить свои таланты. Либо сам набор был достаточно слаб (а часто бывает и так), и учитель ставит в приоритет довести ВСЕХ ребят до необходимого программного уровня.
В реальной школьной жизни привить интерес к учебе, мотивировать интеллектуально спящих двоечников и троечников на результат до твердых четверок и пятерок иногда имеет больше значения, чем победа на конкурсе одного-двух одаренных учеников.
Но вот заочный этап позади, и ура - финал, Москва. Для меня и моих коллег эта поездка стала «призовым билетом». Это возможность выйти за рамки будничной работы педагога, чудесное общением с замечательными людьми. Сделала для себя выводы, которыми хочу поделиться с будущими участниками олимпиады. Нельзя «плавать» в том вопросе, который освещаете. Члены жюри остро чувствуют профессиональную неуверенность. Еще немаловажно соблюдать временной регламент, он неумолим и может свести на нет любую качественную работу, если она не укладывается в отведенное время.
Запомнилось выступление в МИА «Россия сегодня» перед корифеями образования - это эмоциональный космос! Вопрос победы на данном этапе совсем не первичен, ты ощущаешь лишь превосходство перед собой вчерашним и понимаешь, за что ты любишь свою профессию.
Мне выступать было несложно - я видела настоящую заинтересованность судей, их благожелательный настрой и переживания за каждого конкурсанта. Олимпиада дала уверенность, что все, что я делаю, не зря. Что есть специалисты высокого уровня, которым небезразлична школа как институт воспитания личности, и они поддерживают новаторство и осуждают шаблонность в современных учебных заведениях. Зная это, легче стремиться к лучшему.
После олимпиады мои методы обучения стали более органично сочетаться с воспитательной деятельностью. Я с большим удовольствием теперь участвую в конкурсах педагогического мастерства и обязательно хочу во второй раз принять участие во олимпиаде педагогов начальной школы «Мой первый учитель».

Номинация «Социально-воспитательная деятельность и взаимодействие с учреждениями культурной и социальной сфер»

Валентина АБРАМОВА, Юманайская средняя общеобразо­вательная школа имени С.М.Архипова, Чувашская Республика:

- Узнав об олимпиаде от администрации школы, сразу же захотела попробовать свои силы. В первую очередь потому, что это конкурс именно для учителей начальных классов. На заочном туре пришлось поволноваться из-за проблем с Интернетом: сложно было выгружать запись урока и провести видеобеседу с членами жюри. Но все обошлось, и каковы же были мои удивление и радость, когда я узнала, что попала в третий тур олимпиады! Участие в очном туре - это, конечно же, волнение: уровень уже не муниципальный и не региональный.
Особых сложностей в третьем туре, кроме волнения, не было. Просто рассказала о проделанной работе по проекту. Понравились прием и доброжелательное отношение организаторов конкурса. Будущим участникам состязания посоветую внимательно изучить положение об олимпиаде и четко выполнять все задания, которые указаны в приложениях для заочного тура, а в очном - правдиво и увлекательно рассказать о своей работе.

Татьяна ФЕДОТОВА, средняя общеобразо­вательная школа №6 города Кирова, Калужская область:

- Я узнала об олимпиаде из рассылки Ассоциации учителей начальных классов Калужской области, в которой состою. И сразу решила принять участие, поскольку не увидела сложностей в заочном туре. Тот материал, который я представляла, был продуктом трехлетней работы. Наработок было много, оставалось лишь оформить их согласно критериям олимпиады.
Я очень рада, что стала участником очного тура, мне понравилась доброжелательная обстановка на состязании. Организация была на высоком уровне. Радовалась, что вышла в тройку лидеров в своей номинации, но не скрою, чуть-чуть расстроилась, не став победителем. Участникам будущей олимпиады хочу пожелать быть готовыми ко всем этапам очного тура. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Олимпиада позволила мне пообщаться с людьми из разных уголков страны, увидеть опыт коллег, стать на ступеньку выше. Выход на всероссийский уровень дорогого стоит. Спасибо организаторам и участникам за возможность профессионального общения на столь высоком уровне!

Светлана ЛЮБИМЦЕВА, основная общеобразо­вательная школа №20 поселка Никель, Печенгский район, Мурманская область:

- Хотелось бы обратиться к тем, кто раздумывает, принять ли участие в заочном туре: ничего не бойтесь, загружайте свои работы, заявляйте о себе. Это будет новая ступенька в вашем профессиональном развитии. Даже если вы не выйдете в финальный, очный тур.
Когда я вышла в финал, подумала: «Не может быть!» Ведь столько было участников, а выбрали меня, значит, меня оценили. Я могу и хочу поделиться тем, что умею, и приобрести новые знания. Естественно, каждый стремится показать свои лучшие профессиональные качества, наработанный опыт.
И вот я стала лауреатом. Выступать перед многотысячной интернет-аудиторией было волнующе, но несложно. Пригодился опыт участия в конкурсах педагогического мастерства, выступлений на совещаниях, педсоветах. Понравилось то, что мы, учителя начальных классов, работали, как одна единая, дружная команда. Как будто сто лет знаем друг друга. Мы понимали друг друга с полуслова.
Участвовать в дебатах боялась больше всего. Потому что не знаешь, какой вопрос тебе зададут и сможешь ли ты на него сразу найти ответ. Но дискуссия была так четко спланирована, что все оказалось намного проще, чем я ожидала. Главное - не стесняться, выражать свое мнение, отстаивать свою позицию.
Для меня олимпиада «Мой первый учитель» - это мощный заряд энергии, который заставляет двигаться дальше, не стоять на месте в своей работе. Проигравших в олимпиаде нет и быть не может, потому что мудрость учителя в том, что он умеет радоваться успеху коллег, почерпнуть новое у молодых преподавателей, обменяться опытом с уже состоявшимися учителями. Я горжусь, что не испугалась трудностей и дошла до победы в номинации.
Обрадовали внимание и доброжелательное отношение коллег. В школе меня с радостью встретили учителя начальных классов, которые болели за меня на протяжении всего очного тура олимпиады. Очень радовались местные и районные власти, отдел образования Печенгского района. В районной газете обо мне опубликовали статью «Победила на всероссийском уровне».
А профсоюз образования Мурманской области ликовал. Поздравляли все: председатель областной организации профсоюза Елена Ивановна Меркушова, секретарь Нина Ивановна Карпенко и многие другие. С радостью принимала слова поздравлений от коллег и близких мне людей, всех, кто действительно гордится мною.
Конкурс позволил мне утвердиться во мнении, что какой бы работой ни занимался человек, он должен выполнять ее качественно и профессионально.

Номинация «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся»

Ирина ПЛАКСИНА, ялтинская средняя школа №15, Республика Крым:

- Меня привлек необычный формат конкурса. А еще то, что, минуя муниципальные и региональные этапы, можно дойти до финала. Если возникали какие-то вопросы по ходу подготовки материалов заочного тура, сразу заходила на сайт олимпиады и в социальные сети. Была налажена обратная связь. Поэтому на заочном этапе особых трудностей не испытывала. Присутствовало волнение на интернет-собеседовании. Но наши интервьюеры были не только профессиональны, но и предельно доброжелательны, за что им большое спасибо!
Очный тур - это общение с увлеченными своей профессией людьми, масса новых идей и впечатлений. Понравилось все: отличная организация быта и самих конкурсных мероприятий и, конечно, культурная программа. Конкурсанты показали лучшие образцы проектной, исследовательской, предметной деятельности именно в начальной школе. Я почерпнула много находок для воплощения в своей практике. А преодоление каких-либо трудностей всегда придает уверенности в себе, позволяет убедиться в правильности выбранного профессионального пути. Для меня это еще и определенный итог почти 35‑летней педагогической деятельности. Конечно, особых изменений в моей профессиональной жизни не произошло, но случилась «перезагрузка». Я получила заряд позитива, положительных эмоций. Так что мой совет педагогам: надо обязательно принимать участие в таком высокопрофессиональном состязании!

Татьяна СНЕГИРЕВА, школа №106, Нижний Новгород:

- Узнала об олимпиаде через школьную электронную почту (наверное, письмо пришло из районного комитета профсоюза). Два раза принималась собирать документы. Откладывала. Задумывалась: «А мне это нужно? Мне чего-то не хватает?» Работаю пятый год в две смены. Времени немного, но нашла в себе силы, составила портфолио в соответствии с требованиями. Ждала результатов, читала переписку ВКонтакте.
После первых полученных результатов была волна ликования. Трудностей на заочном этапе не испытала. У всех учителей есть наработанные материалы теоретического и практического характера, которыми они могут воспользоваться. Самое главное - иметь желание.
Во время очного выступления не чувствовала скованности. Все говорила от души, так как сценарий выступления готовила лично. Надежда была только на себя и собственные мысли. Конечно, выступать перед многотысячной аудиторией было сложно, но я об этом не думала.
Олимпиада дала мне больше уверенности в себе, желание двигаться вперед. Немаловажно и то, что я приехала в Москву, побывала в Российской академии образования, в международном информационном агентстве «Россия сегодня» и узнала, что есть такие замечательные люди, которые понимают, что роль учителя начальных классов очень значима для общества.

Ольга СЕЧКО, Мыскаменская школа-интернат, Ямало-Ненецкий автономный округ:

- Когда в феврале 2018 года мне на глаза попалось положение о всероссийской олимпиаде для педагогов начальных классов, я, конечно же, заинтересовалась, но подумала, что это не для меня, так как очный тур пройдет в Москве. «Там-то меня точно никто не ждет», - подумала я и отодвинула положение подальше. Но какая-то неведомая сила заставила меня еще раз открыть документ и подробнее его изучить. Когда в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение» я увидела тему «Организация исследовательской деятельности младших школьников», твердо решила принять участие, так как уже более 10 лет успешно занимаюсь исследовательской деятельностью с учениками начальных классов. Результатов много, материала тоже, да и портфолио готово, так как недавно на аттестацию готовилась. Вроде все складывается как нельзя лучше. Одна проблема: со свободным временем у любого учителя туговато. Но когда меня это останавливало! Ни о каком 3‑м, 4‑м и даже 2‑м туре я и не мечтала. Россия большая, учителей начальных классов много, на что можно рассчитывать? Но отступать не в моих принципах. И я принялась за дело.
На первый тур в соответствии с положением надо было отправить портфолио и педагогический проект. Отправив документы, в будничной рутине совсем позабыла об этой истории. Думала, что на этом все и закончилось. Оказывается, все только начиналось. В мае на электронную почту пришло уведомление о том, что я прошла во второй заочный тур. Всего из 832 работ отобрали 125 - шутка ли!
Задания второго тура немного напугали, да и растянулся он надолго. Видеофрагмент, демонстрирующий работу по проекту, смонтировала и отправила в июне. В конце сентября еще предстояло пройти онлайн-тестирование. Вот здесь возникли серьезные проблемы: в назначенное время, когда надо было выходить по скайпу на связь с жюри, во всем поселке погас свет и не было Интернета. Я уже подумала, что не судьба, но тут раздался телефонный звонок из Москвы. У меня поинтересовались, почему я не вышла на связь, и, узнав мою ситуацию, предложили пообщаться по WhatsApp.
Я уже не забывала периодически заглядывать на сайт олимпиады и внимательно просматривала корреспонденцию. И не напрасно! 4 октября пришло письмо с вестью о том, что меня приглашают в Москву для прохождения заключительных очных туров. Радость захлестнула меня, но решение о том, что поеду, принято было не сразу, одолевали сомнения. Справлюсь ли?
И вот я, учитель начальных классов из маленькой сельской школы с Крайнего Севера, стою в шикарной гостинице «Салют», где проходит съемка фильма с участием Галины Польских! С замиранием сердца подала паспорт на ресепшн…. Когда мне выдали ключ от номера, я поняла, что меня здесь правда ждут, это не сон и не шутка.
Эти три дня в Москве запомнятся мне на всю жизнь! Столько было встреч с интересными людьми, эмоций, незабываемых впечатлений!
С защитой проекта довелось выступить перед высококомпетентным жюри в Российской академии образования. Самым сложным было выбрать ключевую информацию о своем проекте и структурировать ее. Очень пригодились советы эксперта аппарата Общероссийского Профсоюза образования Раиса Загидуллина, данные накануне во время установочного семинара. Для лауреатов олимпиады, которым предстояло еще два испытания, весьма полезен был мастер-класс Елены Елшиной, посвященный непростому искусству выступления на сцене.
Финальный день мы провели в МИА «Россия сегодня». Мое выступление было последним, так выпал жребий. Сказать, что я волновалась, - ничего не сказать. Но я смогла мобилизоваться, собраться и выступила достойно.
Я стала победителем I Всероссийской олимпиады «Мой первый учитель» в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся».
Много раз пересмотрела запись выступлений и мастер-классов. В целом своим выступлением довольна, но каждый раз нахожу небольшие недочеты. В ходе дискуссии чувствовала себя неуверенно, трудно было одновременно следить за мыслью выступающего, чтобы иметь возможность задать вопросы, и свое выступление прокручивать в голове. Вообще публичные выступления для меня мука - я очень волнуюсь на сцене, у меня учащается пульс, пересыхает во рту. Но, несмотря на это, я смогла мобилизоваться и раскрыть свой потенциал. Я молодец!
Вот и закончилось мое педагогическое приключение. Но осталось чувство полета, счастья от того, что ты пообщался с удивительными, увлеченными своей профессией людьми. Это люди творческие, талантливые, у которых очень многое можно взять для своей профессии и принести своим ученикам.
Спасибо организаторам олимпиады и всем, кто болел за меня. Еще в Москве коллеги засыпали поздравлениями, по возвращении в регион вручили благодарственное письмо от главы района и совместную благодарность от департамента образования округа и окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Изменилась ли моя профессиональная жизнь после олимпиады? Да нет… Я занимаюсь своим любимым делом и менять ничего не хочу. Вернулась в свой любимый 1‑й класс. В личной жизни у меня тоже все отлично! Благодаря любимому мужу, который понимает меня и во всем поддерживает, я и достигла чего-то в своей профессии. Да и поехать в Москву уговорил меня супруг.
Ах да, в школьном конкурсе педагогического мастерства «Педагог года»- 2019 меня назначили председателем жюри!
Будущим участникам олимпиады хочется пожелать вдохновения, смелости, напористости, боевого духа, и, конечно же, удачи. Постарайтесь реализовать все свои возможности и получить от участия удовольствие. Не все станут лауреатами и победителями, но, если вы знаете, что чего-то достигли, это уже радостно, уже означает, что вы на верном пути.

Подготовила Елена СТАСОВА