Всем родителям хочется, чтобы их дети хорошо учились. И если ребенок приносит из школы плохие отметки, то, как правило, его за это ругают. Широко распространено мнение, что причина плохой успеваемости - исключительно лень ученика. Однако на самом деле не все так однозначно.
Например, успеваемость может снизиться из-за того, что свойства темперамента или вообще врожденные свойства нервной системы не соответствуют тому темпу, ритму и режиму обучения, который навязывают ребенку. Разумеется, если ребенок много болеет и часто по этой причине пропускает учебные занятия, он, скорее всего, не будет успевать. Наконец, программа обучения может быть слишком простой, а значит неинтересной или, напротив, слишком сложной для того или иного ученика.
Если есть подозрения, что причины не­успеваемости кроются в проблемах со здоровьем, то школьнику необходимо пройти медицинское обследование.
Проблемы с успеваемостью могут быть обусловлены проблемами в окружении ребенка, например особенностями отношений в семье и домашнего быта. Отрицательно могут влиять на уровень усвоения знаний и эмоционально неблагоприятная атмосфера в классе или школе, предвзятое отношение со стороны педагогов, сложности в нахождении общего языка с учителями и другими школьниками. Если у ребенка проблемы в семье или не складываются отношения с учителями, одноклассниками, у него просто может не остаться внутренних ресурсов на подготовку к занятиям.
Еще одна причина отставания в учебе - это когнитивные трудности. Допустим, у ребенка недостаточно сформированы навыки обучения, или усвоить материал мешают особенности памяти, внимания, мышления, речи. Стоит принимать во внимание и возможное отсутствие мотивации: ребенок не понимает, зачем нужно хорошо учиться, у него сложилось отрицательное отношение ко всем или отдельным школьным предметам.
Приведенный выше перечень далеко не полон. Для победы над неуспеваемостью в каждом конкретном случае требуется прежде всего выявить ее причину. Если у родителей не получается решить проблему самостоятельно, то полезно будет обратиться к специалистам: педагогам, психологам, психотерапевтам, врачам, логопедам.
Но есть и общие рекомендации. Что нужно предпринять, чтобы помочь ребенку справиться с трудностями в школе? Прежде всего наладить с ним контакт. Полноценно участвовать в жизни ребенка, внимательно выслушивать его, стараться понять и принять, уважать его интересы, увлечения. Необходимо поощрять детские успехи, даже самые незначительные.
Хорошо, если есть возможность удовлетворять познавательные потребности ребенка - отвечать на его вопросы, проводить вместе с ним наблюдения, обсуждать прочитанное, просмотренное, услышанное. Необходимо вместе с ребенком искать решения возникающих проблем, поощряя его инициативу и самостоятельность в их решении.
Любому ребенку в первую очередь нужна поддержка со стороны взрослых. И это касается не только проблем с учебой и успеваемостью, но и всех аспектов детской жизни.

Артем ВУ, педагог-психолог школы №710 имени народного учителя СССР В.К.Жудова