О том, что Новокузнецку летом исполнилось 400 лет, мы узнали в первые минуты пребывания. Но помимо посещения музеев и прочих достопримечательностей нас в первую очередь интересовали, конечно, образовательные направления.
Образовательных учреждений в Новокузнецке много, и они разные. Например, лицей №84 входит в рейтинг 100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников (69‑е место). В лицее нам рассказали о системе работы с одаренными детьми. Мы участвовали в открытых уроках, мастер-классах и вне­урочных мероприятиях. Так, нам предложили сразиться с лучшими командами лицея и командой учителей лицея в брейн-ринге. Игра прошла интересно и в дружеской обстановке. Мы не стали поддаваться и победили.
В лицее №111 состоялся разговор о профессиональном самоопределении школьников в рамках Всероссийского проекта «Десятилетие детства». Также мы наблюдали, как дети самых младших классов в рамках дополнительного образования знакомятся с азами разных профессий - химика, стоматолога, криминалиста.
В ресурсном центре дистанционного образования средней общеобразовательной школы №110 специализируются на обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь школьники даже с тяжелыми нарушениями имеют возможность учиться в обычных классах, развивать свои таланты, участвовать в городских и всероссийских проектах.
Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской порадовал разнообразием кружков и секций, куда на занятия приходят целыми детсадовскими группами. Особенно запомнился живой уголок, который вернее было бы назвать мини-зоопарком.
Поразил детский дом - школа №95 «Дом детства», который главной целью своей работы считает успешную адаптацию выпускников в социуме. Наверное, в условиях суровой Сибири это наилучшая форма работы. «Дом детства» - это большой комплекс, где принимают детишек самого раннего, еще грудничкового, возраста и сопровождают их даже после выпуска, до 23 лет. Здесь создано уникальное образовательное пространство с многочисленными кружками и детскими сообществами, но главное - царит очень теплая, семейная атмосфера.
Попадая в лицей №35, вы словно переноситесь на машине времени в собственное детство. В этой школе бережно сохраняют традиции, например, здесь активно действуют (и никогда не отменялись) октябрятская и пионерская организации.
Конечно, целью нашей поездки было не столько ознакомиться с системой образования Новокузнецка, сколько поделиться успехами московского образования, рассказать о системных изменениях в Москве. В ходе семинара для директоров Новокузнецка прошла презентация сайта «Школа большого города», где была показана Аттестационная справка директора онлайн и было предложено посчитать свою школу по оптимальным показателям для московских школ. Это произвело сильное впечатление на коллег-директоров и руководителей образования Новокузнецка. Нас расспрашивали о реформах образования в Москве, о наших проектах, традициях и просто о рабочих буднях. И поэтому итогом нашей поездки стало подписание не только меморандума о сотрудничестве, но и договоренности об общих проектах с рядом школ Новокузнецка.
Лицей №84 жаждет реванша. Нас ждут совместные интеллектуальные игры и олимпиады для команд учителей и школьников. Сейчас мы разрабатываем положение о дистанционных соревнованиях. С Дворцом детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской пройдут соревнования по авиамоделированию. Наша школа - победитель всероссийских соревнований по авиамоделированию различных типов моделей, а ученик нашей школы Владимир Чиковани установил рекорд России в авиамодельном спорте. Будет чем поделиться.
С педагогами и воспитанниками «Дома детства» мы запланировали совместные туристические путешествия: сибиряки пригласили нас на сплав по реке Томи, а мы их - на нашу традиционную туриаду, которая в этом году пройдет в горном Крыму.
Так что, возвращаясь в Москву, мы увозили не только сувениры с цифрой 400, но и новые планы, и самые теплые впечатления о людях, с которыми познакомились во время поездки. Это и команда московской школы №1636, разделившая с нами путешествие в «город-сад», и председатель Комитета образования и науки Юлия Соловьева, которая не только организовала программу нашего пребывания в городе, но и заботливо сопровождала нас почти повсюду, и, конечно, коллеги из образовательных учреждений Новокузнецка.

Педагоги школы №67