Дело в том, что изначально язык служит для людей инструментом общения. А когда ребенок или даже взрослый человек начинает учить чужой язык, то, как правило, он относится к нему как к объекту изучения. Подсознательно учащийся не видит необходимости в том, чтобы знать этот язык, ведь он и так прекрасно общается на своем родном… И можно сколько угодно зазубривать неправильные английские глаголы и немецкие артикли, выполнять немыслимое количество грамматических упражнений, заговорить на «постороннем» языке никак не удается. Современный быстро развивающийся и меняющийся мир ставит перед детьми сложные задачи, одной из которых является мультилингвализм. Навыки общения и работы с информацией на разных языках становятся одной из главных компетенций, которые необходимо развивать в школе с первого класса для успешного будущего.
Опыт работы по программе начального образования (PYP) показывает, что есть возможность убрать барьеры. Для этого нужно сделать язык инструментом познания, исследования и работы с информацией, а не объектом изучения. А для этого нужен трансдисциплинарный подход. Например, предложить ученику выполнить исследование по тому или иному предмету, используя материалы лишь на изучаемом языке. Тогда он увидит смысл в изучении даже маленьких языковых нюансов, начнет проявлять интерес, задавать вопросы, самостоятельно искать слова, делиться находками на обоих языках... Задача учителя - помогать и направлять, не ограничивая глубины и количества приобретенных знаний.
И вот барьеров больше нет! Учащимся уже не важно, на каком языке энциклопедия или видео, которые они используют в исследовательских целях, они наслаждаются процессом и стремятся к новым открытиям.
В качестве примера возьмем тему «Исследование - это путешествие с открытиями». Основные задачи, которые стояли перед учащимися: понять, что такое исследование и как оно организовано; разобраться, какие существуют приемы для его проведения; понять, как знание языка помогает исследовать тему. А в трансдисциплинарной теме «Где мы во времени и пространстве?» главной целью было создание таких учебных условий для первоклассников, чтобы они смогли понять, что такое учебный процесс, и определиться, как они будут работать. В процесс были включены все изучаемые детьми в рамках школьной программы дисциплины, и занятия по каждой из них предоставляли ученикам возможность увидеть взаимодействие между языками (родным русским и иностранным английским) и другими предметами.
Трансдисциплинарный подход совмещает изучение языка, обучение посредством языка и учение о самом языке. Таким образом, небольшое смещение акцентов в обучающей методике как по волшебству помогает преодолеть барьеры и заговорить на языке, который не является для учащихся родным.

Ксения КАРНАЦКАЯ, преподаватель иврита и английского языка, тренер международного бакалавриата, член авторизационных комиссий международного бакалавриата, координатор программы PYP IBO школы №1589