В рамках реализации проекта было поставлено лабораторное оборудование для кабинетов физики, химии, биологии и географии. Это предоставило учащимся и педагогам качественно новые возможности в изучении данных предметов на базовом и профильном уровнях.
Сегодня в проекте задействованы не только школьники. В дошкольных группах применяется система занятий «Научные забавы». Сюда входят виртуальные экскурсии, опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность воспитанников, занятия на базе конвергентных лабораторий.
В рамках проекта ребята из старших и подготовительных групп детского сада проводят опыты с искусственным снегом, учатся необычным способом надувать шарик, извергать лаву, разделять соль и перец, наблюдают за погодой, участвуют в виртуальных экскурсиях по материкам.
Такая системная работа позволяет формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях; развивает представления об основных природных и физических явлениях, исследовательские навыки и любознательность; поддерживает инициативу детей посредством использования проблемных ситуаций, познавательных игр и упражнений.
В начальных классах школы проводятся практические занятия и исследования, в том числе с использованием цифрового оборудования.
Активное включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс позволяет на доступном уровне знакомить младшеклассников с научной методологией; осваивать методы наблюдения за живой и неживой природой; учиться изготавливать простейшее оборудование для домашней лаборатории.
В образовательном центре «Протон» реализуется общий с Центром педагогического мастерства проект «Курсы по биотехнологии». Занятия проводятся совместно с научными сотрудниками МГУ имени М.В.Ломоносова. В ходе проектно-исследовательской деятельности школьники изучают и используют современные экспериментальные методики.
Результаты своих научных исследований учащиеся ежегодно представляют на открытой городской научно-практической конференции «Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату» и Курчатовской междисциплинарной молодежной научной школе.
В рамках сотрудничества с Ассоциацией победителей олимпиад на базе «Протона» работают «Кружки от чемпионов» по подготовке к олимпиадам по физике, химии, биологии, математике разных уровней, в том числе всероссийским и московским, а также Междисциплинарной олимпиаде конвергентного образования.
Одно из важных направлений Курчатовского проекта - проф­ориентационная работа. Ежегодно для старшеклассников организуются экскурсии в Курчатовский институт. У ребят появляется возможность посетить лаборатории с уникальным современным оборудованием, ознакомиться с условиями работы современных ученых и новым научным направлением - НБИКС-технологией, возникшей на грани нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных наук и технологий.
Также наши ученики слушают лекции в Российском химико-технологическом университете имени Д.И.Менделеева, участвуют в мастер-классах Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова, посещают дни науки и дни открытых дверей в различных вузах.
Городской проект «Профессиональное обучение без границ» и сотрудничество со столичным Колледжем индустрии сервиса и гостеприимства позволяют обучающимся на базе «Протона» получить профессию «лаборант химического анализа».
В этом учебном году учащиеся 10‑х классов начали встречаться с учеными и проводить исследования на базе технопарка «Кванториум» в Сколково.
Осенью прошлого года в Москве начал работу детский научно-образовательный технопарк НИЦ «Курчатовский институт». Со школьниками будут заниматься уникальные преподаватели, в том числе сотрудники Курчатовского института. Работа на базе данного технопарка позволит обеспечивать еще более качественное образование наших учащихся и достигать высоких результатов в проектно-исследовательской деятельности, а также олимпиадах.
С 2017 года «Протон» превратился в ресурсный центр Курчатовского проекта. Основными направлениями его деятельности стали: подготовка и проведение практических занятий для учащихся образовательных организаций города Москвы; содействие учащимся в реализации проектных и исследовательских работ; проведение методических консультаций, семинаров и мастер-классов по вопросам организации образовательного процесса; подготовка и проведение научно-практических конференций; трансляция педагогического опыта.
«Протон» активно делится опытом реализации Курчатовского проекта на площадках различных уровней: это панельные дискуссии и мастер-классы на Московском международном форуме «Город образования», мастер-классы для школьников и педагогов Москвы, семинары для слушателей курсов повышения квалификации для руководящих и педагогических работников Московского центра развития кадрового потенциала образования. В сентябре 2018 года наши учителя провели открытый урок для московского телевизионного канала Mosobr.tv. А 27 декабря прошлого года педагоги «Протона» Александра Голикова и Ольга Мхитарова были награждены премией города Москвы в области образования за большой вклад в реализацию проекта.
С каждым годом у Курчатовского проекта появляются все новые и новые партнеры и направления. И соответственно новые возможности для интеллектуального развития учащихся и их социально-профессионального самоопределения.

Светлана ЩЕКЛЕИНА, учитель физики и информатики образовательного центра «Протон»;
Тамара ГОРБАЧЕВА, старший методист образовательного центра «Протон»