Мамы и папы стараются своему любимому чаду дать прежде всего достойное образование. Многие дети уже с четырех лет начинают изучать иностранные языки, учиться читать, считать. Родители порой больше времени уделяют интеллектуальному, познавательному развитию дошкольника, отодвигая на второй план формирование телесного навыка, опыта, который является основой развития и самопознания ребенка. Знание возрастных особенностей малыша на каждом этапе его развития позволяет родителям успешнее подготовить свое чадо к путешествию в страну знаний - к первому классу.
Поговорим о некоторых наиболее важных аспектах развития дошкольника в формате «шаг за шагом в первый класс». Дети дошкольного возраста очень любознательны, идет их активное интеллектуальное развитие, которое требует со стороны родителей всяческой поддержки. Если папа и мама в ответ на настырные вопросы малыша «как?» и «почему?» отмахиваются, не считают эти вопросы важными, не подпитывают интерес и любознательность крохи рассказами об удивительном и интересном мире, то радость новых открытий и желание познавать новое у ребенка могут постепенно угасать. Поэтому родителям важно не оставлять без внимания вопросы почемучки и не мешать любопытной Варварушке всюду совать свой носик.
Этот возраст часто называют золотой порой развития сенсорных способностей. Иногда невнимательность ребенка, проблемы поведения в классе и трудности обучения являются следствием недостаточного сенсорного развития. Очень важно проводить с малышом-дошкольником развивающие занятия, игры, упражнения по развитию тактильного, зрительного, акустического восприятия, создавать пространство, богатое различной сенсорной информацией. Следует заметить, что прежде чем ребенок запомнит полезную информацию, он ее должен адекватно воспринять: услышать, увидеть, понюхать, тактильно почувствовать, ощутить и осознать. Сенсорное развитие, необходимое для движения, развития речи и игры, является основополагающим для развития в дальнейшем более сложных навыков, например умения ловко держать карандаш, красиво вырезать звездочку из цветной бумаги, быстро переключаться с одного задания на другое, слышать и правильно повторять слова на разных языках.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте очень важно активно развивать мелкую моторику пальцев рук. Педагоги и родители достаточно много времени уделяют этому направлению: лепка, аппликация, «Лего». Оно и понятно - готовимся к письму. Кроме того, общеизвестен тот факт, что, когда мы активизируем тонкую моторику рук ребенка, мы тем самым стимулируем и зоны, отвечающие за речь. Поэтому проворные пальчики ребенка во многом повысят его успешность в освоении различных учебных навыков, в том числе и письменной речи.
Как показывает практика, очень важно еще до школы подружить ребенка с карандашом: научить малыша правильно держать этот пишущий прибор, освоить вместе с ним движение карандаша по листу в разных направлениях, научить ребенка регулярно делать гимнастику для пальчиков. А потом можно приступать и к рисованию затейливых и не всегда сразу послушных крючочков в прописях. На практике, к сожалению, родители часто торопятся освоить сложные графические задания по прописям. В итоге старательный ребенок неправильно пережимает карандаш, любыми способами стараясь удержать его и выполнить задание на «хорошо». Эта поза пальцев постепенно закрепляется, не являясь при этом физиологичной для письма. Мышцы кисти перенапрягаются, плавность движения снижается, что сказывается на красоте почерка, рука часто устает. Развитие моторики рук позволяет научиться правильно держать пишущий прибор, а в дальнейшем - легко и быстро писать, успевать под диктовку учителя, писать без ошибок, в том числе обидных - связанных с невниманием.
Как уже было сказано выше, для профилактики школьной неуспешности в начальной школе очень важно с малышами развивать различные телесные навыки и понятия, в том числе пространственное представление схемы своего тела. На первый взгляд не так уж важно, например, хорошо ли различает будущий первоклассник понятия «лево» и «право». Но трудность в ориентации может усложнить жизнь ученику: проблемы со счетом и решением задач, запоминание букв, ориентация в поле тетради, трудности по русскому языку и т. д. Развитие пространственных представлений - одно из важнейших условий успешного освоения математики, грамматики родного языка и других школьных предметов.
Любимое занятие дошкольников - игра. Некоторые родители недо­оценивают ее роль в этом возрасте. Куда как больше радует глаз, когда ребенок выполняет «умное» задание, сидя за партой. Необходимо помнить, что, не наигравшись, малыш может испытывать различного рода трудности в дальнейшем в обучении. Простые и незатейливые на первый взгляд игры помогают формированию разных качеств и умений у ребенка (внимание, произвольность), способствуют развитию речи, памяти, фантазии и воображения.

Екатерина КАЧАЛОВА,
педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы