В прошлом году наша школа приняла участие во всероссийском проекте по спасению бельков. Мы участвовали в вебинарах с учеными-биологами и с настоящим капитаном ледокола. Благодаря проекту мы научились работать с картами и космическими снимками, определять свойства ледяных поверхностей. С помощью учителей открыли для себя до этого нам неизвестные особенности жизни таких прекрасных морских животных, как гренландские тюлени, обитающие в Белом море.
Ученые рассказали нам о том, что часть бельков ежегодно погибают по вине людей. Нам выпала возможность принять участие в проекте, позволяющем помочь белькам. Многие люди по всему миру занимаются спасением животных, естественная среда обитания которых претерпела изменения из-за неосмотрительности людей. Мы были очень вдохновлены тем, что можем помочь тюленям, и решили встать в ряды защитников природы. Ведь каждая наша находка на космическом снимке давала шанс спастись хотя бы одному бельку. И мы незамедлительно приступили к изучению космических снимков Белого моря и образа жизни бельков.
Удивительно, но до конца линьки бельки плохо плавают. Если их шерсть намокнет, то детеныш, возможно, погибнет. Самостоятельный, но не подготовленный к взрослой жизни детеныш около трех недель находится на льдине и только потом сам учится плавать. Он может прожить без еды несколько месяцев, используя в качестве запаса энергии прослойку жира, которая у него появилась, когда его кормила мама.
Бельки не могут обезопасить себя сами. Часто пути ледоколов проходят через места залежек бельков и ломают льдины, на которых они лежат. Каждый март сотни бельков погибают из-за того, что еще не умеют плавать, они падают в воду и тонут. Другие гибнут под ледоколами. Важно вовремя передать информацию о залежках тюленей капитанам ледоколов, чтобы они могли обходить льдины, на которых лежат бельки.
В процессе занятий мы получили опыт работы с программами для просмотра и редактирования космических снимков. По радарным снимкам мы отмечали на карте разные виды льда. По оптическим снимкам высокого разрешения находили следы, оставленные тюленями на льду. Это был тяжелый и временами кропотливый и сложный труд, но мы справились и помогли белькам.

Варвара НИКИТСКАЯ,
ученица 7‑го класса школы «Технология обучения»