«Итак, в странах с характерным сильным избеганием неопределенности люди воспринимают все непривычное и отличное как опасность, стремятся уклониться от неудач и предпочитают четкие регламенты», - продолжал профессор. Мы, студенты, начали с ним было спорить, говоря, что уж к инновациям все точно привыкли, но исследования Герта Хофстеда, основателя модели и классификации культур, были непреклонны.
Возможно, мы и правда боимся той самой неопределенности, зачастую с недоверием относясь к переменам. «Я потеряла точку опоры при смене руководителя», - в сердцах говорила моя знакомая. А уже через несколько месяцев признавала, что именно это событие дало ей импульс для личного профессионального роста. Может, этот страх перемен заложен в нас исторически, а может быть, нашим темпераментом.
Вновь о пресловутом индексе Хофстеда я вспомнил пару дней назад, когда открыл свой почтовый ящик и увидел несколько писем от региональных коллег, с которыми я познакомился на мероприятиях, связанных с профессиональной деятельностью. Все сообщения объединяла тревога, связанная с выступлением Татьяны Голиковой в рамках Всероссийской конференции «Путь к успеху: национальные проекты и стратегия поддержки одаренных детей и молодежи», в ходе которой вице-премьер озвучила идею новых подходов независимой для педагогов оценки профессиональных компетенций и аттестации руководителей школ, которые могут быть внедрены в 2020 году. Я удивился такому беспокойству со стороны коллег, рассказал о том, где можно подробнее ознакомиться с московским опытом, и вспомнил свою историю погружения в некогда новый формат.
Сам как директор школы я проходил аттестацию не единожды. Скажу честно, что именно эта процедура позволила мне, тогда молодому учителю математики, получить шанс проявить себя и быть зачисленным в резерв руководителей школ города Москвы. Это был 2014 год. Уже тогда процедура аттестации по должности «руководитель» предполагала двухэтапный процесс: процедура тестирования и открытое представление результатов работы членам комиссии.
В первый раз эта процедура потребовала от меня серьезных усилий. И это было здорово, потому что подготовка позволила повысить свой уровень по многим вопросам и увидеть собственные дефициты, понять точки профессионального роста. Тогда мне сильно помогли мои старшие наставники в лице управленческой команды, где я работал, а также курсы повышения квалификации в региональном центре. Перед самой процедурой волнение было. То ли от неопытности, то ли от ответственности за представление учреждения. Помню, как сразу после аттестации коллеги часто расспрашивали меня о всех тонкостях, некоторые потом тоже пробовали свои силы, и вполне результативно.
Сейчас для действующего руководителя аттестация не представляет каких-либо трудностей. Это те вопросы, которые касаются нашей ежедневной работы, и те результаты, которые показывает наш коллектив. В последние годы тестовые вопросы трансформировались в управленческие ситуации и кейсы, что позволяет лучше понять применение той или иной нормы при ответе. Надо сказать, что доступность и открытость процедуры сделали данное явление массовым. В школе, которой я руковожу, проходят аттестацию не только заместители, но и многие молодые ребята, которые хотят войти в управленческие команды образовательных организаций города Москвы. С каждым кандидатом наша команда проводит внутреннюю подготовку так, как это делали мои наставники. Разбираем показатели школы, входящие в мониторинги, справку руководителя, анализ вклада в качественное образование. Благо теперь это сделать совсем просто: данные формируются автоматически с помощью электронных городских систем. Такой же подход заложен и в современной аттестации учителей.
В ней я вижу тоже немало плюсов. Во-первых, независимость, объективность и открытость процедуры. Во-вторых, равные стартовые возможности как для молодого профессионала, так и для учителя с опытом работы. В-третьих, непрерывный профессиональный рост, стремление сфокусировать все внимание на работе с детьми и их успехах. Сейчас процедура упрощена и не требует многотомных отчетов педагогов. Об уроках учителя лучше всяких рапортов и справок рассказывают и результаты участия в городских проектах, и Московская электронная школа. Качественный контент всегда интересен и ученикам, и коллегам, которые подтверждают это количеством обращений к данному материалу.
Так что система аттестации эффективна, когда хороша и продумана не только ее процедура, но и критерии. Если учитель будет сфокусирован исключительно на работе с детьми и своих профессиональных обязанностях, то процедура не станет для него повинностью, а будет промежуточным итогом его работы.
Жизнь подсказывает нам, что мы боимся только того, чего не знаем. Но говорят, что сокол поднимается выше только тогда, когда летит против ветра, а не по ветру. И пусть Герт Хофстед будет прав в своем индексе неопределенности, если каждый наш страх станет нашим любопытством, а каждое преодоление - силой для восхождения на новую высоту.

Дмитрий МОДЕЛЬ, директор школы №2101