- Виктор Степанович, какие из школьных воспоминаний вам дороги больше всего?
- Школу я окончил более полувека назад, в 1965 году. Это была сельская школа, в первый класс набрали всего шесть человек, и я до сих пор помню первый день учебы. Мы были такими нарядными, торжественными. И выпускной помню. Наверное, эти два момента для каждого человека особенно важны.
Помню свою первую учительницу Раису Ивановну Бабкину. Она была очень добрым, хорошим человеком. После школы связь с ней, к сожалению, была потеряна, потом я узнал, что она ушла из жизни. Осталась только общая фотография с ней, сделанная в четвертом классе.
- Повлияла ли школа, в которой вы учились, на выбор карьеры военного?
- Повлияли учителя.
Труд и физкультуру в начальных классах у нас вел Виталий Тихонович Донцов. Он пришел преподавать после сверхсрочной военной службы и запомнился своим отношением к делу. Он был серьезным, как в народе говорят, рукастым, учил нас работать с рубанком, за станком, делать поделки.
Однажды в школу приехала медицинская комиссия. Осмотрели меня и сказали: «Вот у этого мальчика, наверное, порок сердца». Мне всего 8 или 9 лет. Представьте, если бы вам в таком возрасте объявили подобный диагноз. Виталий Тихонович ко мне подошел и сказал: «На мои уроки физкультуры ходи!» Никакого порока сердца у меня, к счастью, не оказалось, а физкультура стала моим любимым предметом. Я сколько лет живу, вспоминаю это с благодарностью.
В средней школе я учился в десяти километрах от дома, в зимнее время жили в общежитии, домой не ездили. Классным руководителем был Юрий Григорьевич Федченко, он срочную отслужил. Приходил к нам в общежитие, поднимал пораньше, заставлял зарядку делать, умываться, обливаться холодной водой.
Все это запало мне в душу. Если бы не они, не было бы у меня хорошей физической подготовки, которая необходима для военной карьеры.
На службу меня призвали в Кронштадт - город, построенный Петром I. Там начинался российский флот, был первый Главный штаб, там строили и ремонтировали корабли. Когда нам, призывникам, показали корабль «Киров» - советский корабль, построенный перед войной, я окончательно понял, что надо не просто на срочную службу идти, но и дальше. Написал рапорт, пошел по инстанциям, и меня направили поступать в элитное военное училище в Ленинграде.
- Вы были первым командующим тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Какие наиболее яркие события в истории Военно-морского флота России с ним связаны?
- «Адмирал Кузнецов» - это первый в нашей стране боевой корабль с авиацией на борту. О таких кораблях впервые заговорили в 1908 году, но первые испытания провели лишь спустя 80 лет.
Корабль и сегодня жив-здоров, находится на Мурманском судоремонтном заводе (Росляково), где с 2017 года ведутся работы по его ремонту и модернизации.
А тогда поступила команда прибыть к новому месту службы на Новую Землю. Дня четыре в Североморске я ждал хорошей погоды, а потом перелет. Новая Земля - это своеобразная по расположению и размерам территория с жестким, даже жестоким, климатом. Территория расположена между Баренцевым и Карским морями. В 1954 году на Новой Земле начали создавать полигон, в сентябре 1955 году был произведен первый ядерный взрыв. К моменту моего назначения начальником штаба уже было произведено 132 взрыва, больше всего воздушных. Вскоре проведение ядерных испытаний на Новой Земле было прекращено.
Я считаю, что мне повезло в течение пяти лет служить на Новой Земле, сначала начальником штаба полигона, потом начальником полигона. Главное воспоминание от службы - героические люди, которые в экстремальных ситуациях обеспечивали жизнедеятельность полигона, где снег лежит более 245 суток в году.
Люди, побывавшие в сложных условиях, стараются держаться вместе. Вот и мы, однажды встретившись с товарищами, решили образовать общественную организацию «Московский союз новоземельцев». С 2005 года она успешно работает.
- Как зародилась ваша дружба со школой №1465?
- Можно сказать, что у нас со школой №1465 есть общий друг - контр-адмирал Петр Степанович Орлов, заместитель председателя Общероссийского движения поддержки флота, он северянин, как и я. Лет десять назад он порекомендовал сходить в школу. Я и пришел, познакомился с Татьяной Владимировной Костиковой, руководителем школьного военно-исторического музея адмирала Кузнецова, начали проводить совместные мероприятия, писали статьи, книги.
Три года назад директор школы Артур Васильевич Луцишин предложил возглавить управляющий совет. Школа для меня уже родной стала к этому моменту, вот я и согласился.
- Чем важна эта дружба лично для вас?
- Это возможность не отставать от жизни, осваивать вместе с ребятами что-то новое. Теперь я знаю, что происходит в системе школьного образования, знаю, что такое учить детей, работать с родителями и учителями, как и чем можно помочь ученикам.
Люди нашего послевоенного поколения должны рассказывать детям правду о жизни отцов и дедов, так что наше общение приносит пользу и вам, школьникам.
- Какой школьный предмет вы считаете самым важным и почему?
- Историю, потому что именно этот предмет играет ключевую роль в воспитании патриотов, дает необходимый для этого комплекс знаний. Надо заинтересовать ребенка узнавать историю страны, свои истоки. Если человек действительно знает свою историю, он никогда не совершит ошибку по отношению к Отечеству, к товарищам. Иногда ошибку можно поправить, но ведь бывает так, что она непоправима. Важно знать, чем интересуется ребенок, чтобы направить его и предохранить от ошибок в жизни. Эффективность этой работы, к сожалению, никогда не была стопроцентной, но следует к этому стремиться.
Но, конечно, воспитание патриотов не ограничивается уроками, много интересного происходит за рамками обязательной программы. Дети должны участвовать не только во внеурочных мероприятиях, но и в их подготовке. В нашей школе это происходит. План гражданско-патриотического воспитания, который разрабатывается в школе, надо подробно согласовывать с учениками, тогда будет все нормально.
- Изменилась ли как-то школа в последние годы?
- Школа изменилась. Преобразилась сама система московского образования, преподавания. Так и должно быть, потому что жизнь в нашем государстве за последние 10‑15 лет значительно поменялась. Очень радует то, что к выпуску из школы дети уже знают, какую профессию выберут. В 9‑11‑х классах они уделяют большее внимание тем предметам, которые им пригодятся в будущем.
Дети меняются в лучшую сторону - обладают большими знаниями, чем мы в их годы. Вот только не всегда новая информация идет на пользу. Получив ее, но не разобравшись, ребята могут совершать ошибки, поэтому возросла ответственность преподавателей. Надо понять, как помочь детям.
- Как нужно, на ваш взгляд, готовить школьников, будущих призывников, к службе в армии?
- Чтобы службы школьники не боялись, они должны быть к ней готовы. Кто поддерживает порядок в казармах, или в кубриках, как на флоте говорят? Те, кто служит. Поэтому ребята должны уметь держать в руках швабру или тряпку, должны уметь драить умывальники, чистить картошку, обращаться с утюгом и иголкой, постирать носки, погладить брюки, быстро собраться, уметь, если надо, даже подстричь волосы. И таких элементарных навыков, на которые не обращает внимания молодой человек вне армии, много. А если этот комплекс умений уже освоен, то на службе будет легче.
- Вы пишете статьи и книги о морском флоте и новоземельцах. Есть ли в творческих планах место школе?
- Один творческий замысел совместно с сотрудниками и учениками школы мы уже реализовали: к 115‑летию адмирала Кузнецова выйдет в свет книга, которую мы готовили два с половиной года.
- Школу сравнивают с кораблем, плывущим в будущее. Насколько оправданно подобное сравнение?
- Наша с вами школа №1465, которая носит имя адмирала Кузнецова, вполне напоминает корабль. В школе ни на минуту не прекращается движение вперед. Школьный коллектив и экипаж корабля постоянно развиваются, идет освоение новых технологий. Каждое занятие для ученика - это получение новых знаний, да и общение со сверстниками - это тоже рост. Став председателем управляющего совета, я знаю режим работы учителей, который, как на корабле, исчисляется сутками: с утра до позднего вечера, иногда они раньше приходят, иногда позже уходят, иногда выходных не бывает. Можно сказать, идет активная корабельная жизнь.

Иван РОДИЧЕНКОВ, ученик 8‑го «А» класса школы №1465;
Виталина КОТОВА, ученица 10‑го «А» класса школы №1465