Сама Татьяна Николаевна со школы мечтала о начальных классах - как будет учить малышей, помогать им во всем, но, когда в десятом к ним пришла завуч-филолог Наталья Георгиевна Ефимова, девушка с первого урока поняла, что русский и литература - это самое интересное, что есть на свете! Окончила школу №7 в Уварово, потом Тамбовский госуниверситет имени Г.Р.Державина. После первого курса начала работать в детском лагере, и так все студенческие годы. Получила диплом, устроилась в сельскую школу, так как в городе мест не было, три года проработала там, потом пригласили в город, даже успела поработать в администрации - занималась молодежной политикой. Но снова вернулась в школу и вот уже десятый год работает в Лицее имени А.И.Данилова.
Город-«однофамилец» сегодня стал другим, вместо нескольких школ, как было в детстве Татьяны Уваровой, здесь теперь только два общеобразовательных учебных заведения - городской лицей и кадетский корпус. Лицей - это три корпуса в разных районах, «школа ступеней», всего около двух тысяч учеников. Уварова работает в здании, где обучается старшее звено - примерно 600 человек с восьмого по одиннадцатый класс. В этом году у нее пять классов - два восьмых, два девятых и один десятый, в котором она еще и классный руководитель. Никого не «выпускает», зато в прошлом году, как раз когда участвовала в конкурсе, у нее было три выпускных - два девятых и один одиннадцатый. Говорит, год был тяжелый. И не только из-за выпусков, а и потому что все буквально валилось из рук. Наверное, период такой был. Она и в конкурсе участвовать не собиралась, считала, что вокруг много коллег, которые смогут это сделать лучше. Если бы лет пять назад предложили, когда среди ее выпускников были победители конкурсов, это было бы логично, а тут она уже даже раздумывала, оставаться ли ей в школе вообще. Ответить на этот вопрос не успела, надо было срочно готовиться к конкурсу.
- Я отговаривалась, как могла, - говорит Татьяна Николаевна, - потому что знаю, что среди моих коллег много достойных педагогов. А я, получилось, по конкурсам езжу, когда надо сидеть и работать. Можно сказать, у меня было предвзятое отношение: есть люди, которые работают, а есть те, кто только и успевает участвовать в конкурсах. Но российский финал научил многому. Когда я увидела участников Всероссийского конкурса, я поняла, что есть люди, которые все успевают - и работать, и на конкурсы ездить, и с детьми заниматься, и презентовать себя, и научной работой увлекаются! Я поняла, что есть куда расти и к чему стремиться. И если все грамотно планировать и делать, можно везде все успевать! Вот такой вывод я сделала. Для меня этот год стал годом осмысления и переосмысления. Сейчас я стараюсь делать все так, чтобы все успевать - и с детьми, и с бумагами, и с электронными документами. Главное - грамотно все планировать.
Есть еще один момент, за который Татьяна Уварова благодарна конкурсу. Она, как и многие, боялась не попасть в лауреаты федерального этапа. Сейчас понимает, что неправильно себя настроила, поставила перед собой задачу представлять регион и очень переживала. А надо было просто ехать учиться! Говорит, что у нее многое из задуманного не получилось, мешали волнение и зажатость, но общее ощущение оставалось прекрасным:
- Я почувствовала, что мы все победители. И это было как бальзам на душу. И не страшно было оказаться за бортом, потому что ты не за бортом! Мы эту поддержку очень хорошо чувствовали. Это был как бы фестивальный момент, и это было здорово. Пусть кто-то уходил в «пятнашку», а нас невышедших, оставалось больше, но мы чувствовали, что мы не отставшие, а мы основа, то, на чем все держится. Вот за эти чувства хотелось бы особенно поблагодарить организаторов! Спасибо, что так было.
По словам Татьяны Николаевны, потребность в переосмыслении своих поступков сохраняется у нее и сейчас. Это чувствовалось, когда мы с ней говорили об отношениях учителей и учеников. У нее две дочки, она в разводе и воспитывает их сама. Имеет возможность видеть все плюсы и минусы отношений с обеих сторон - как учитель и как дважды мама. Смотрит на своих - одна в пятом, другая в восьмом - и к чужим детям начинает относиться по-другому. Со своими вечером все домашние задания делает, знает, чего это стоит и как происходит, и в итоге сама стала по-другому задавать домашние задания в классах. В классе у своих дочерей не преподает, это принципиально. И для того чтобы разных разговоров не было, и потому что знает: быть детьми мамы-учительницы очень тяжело, девочкам и так достается больше, чем другим, ведь маму-учительницу «не выключают» даже дома! Но она им очень благодарна, потому что, несмотря на все трудности, девочки к профессии мамы относятся с большим терпением и понимают, что профессия важная. Младшая уже готовится в учителя, старшая, как мама говорит, «пока борется», но у нее тоже есть организаторские способности, так что вполне возможно.
Татьяна Николаевна говорит, что сейчас многое переоценила: и задания в восьмом классе стала по-другому задавать, и оценки ставить. Когда ставит, все время думает, что этот ребенок ее. Каково ему будет, когда он домой придет, а мама будет спрашивать, почему тройка? Чтобы такое происходило как можно реже, каждому ребенку надо давать шанс. Ведь дети - это главное: «Мы должны быть для детей, чтобы им помочь подняться, а не они для нас».
Свой взгляд на то, каким сегодня должен быть учитель, она называет субъективным. Как и раньше, учитель должен быть во всем примером - и в поведении, и в одежде, и в разговоре. Чтобы, когда проходил по улице, бабушки и мамы своему ребенку говорили: «Иди поздоровайся, вон идет учитель». То есть в жизни должен быть образцом, должен, но не получается. Во всяком случае у нее, как она сама говорит. Но стремиться к этому надо. Иначе дети твоим словам не поверят, ни единому слову. А лишний раз их разочаровывать не хочется, потому что им и так трудно.
Дети сегодня очень перегружены. Сейчас в восьмом классе 18 предметов! Это сколько же разных учителей, и каждый со своим подходом, со своими требованиями. А так как лицей - это «школа ступеней», то в корпус для старших классов восьмиклас­сники приходят из другого здания, оставляя там своих привычных учителей. В итоге в восьмом классе тяжело, потому что добавляются сложные предметы, например химия, и новые учителя в новом корпусе, даже старые предметники меняются на новых. В девятом тоже нелегко, потому что надо сдавать экзамены. В десятом - переходить из класса в класс, потому что профили, и опять меняются предметники и даже классные руководители. Каково все это детям? Очень сложно. А что самое сложное в профессии учителя, тоже большая загруженность? Татьяна Уварова ответила так: «Соответствовать тем идеалам, которые ты для себя обозначил. Когда ты говоришь детям, что они должны, а сам понимаешь, что ты не все делаешь, что должен, - это самое трудное».
Насколько нужно учителю быть общественником и вожатым? По мнению Татьяны Николаевны, учитель - это не просто профессия, это призвание, учитель по призванию остается таковым и после уроков, и в выходные дни. Она, например, работает в воскресной школе при Христорождественском кафедральном соборе города Уварово. Дети приходят к ней по выходным - общаются, читают, вместе ходят на экскурсии. Родители решили, что такое общение детям необходимо, поэтому собираются каждую неделю, некоторые приезжают из деревень. Воскресную группу Уварова ведет три года, до этого просто приходила вместе со своими дочками и сидела на занятиях как обычная мама. Потом решила, что надо не только присутствовать, но и самой помогать. За эти годы детей стало больше, уже около 60 человек.
- О чем вы больше всего мечтаете?
- У меня профессиональных амбиций нет, если происходят какие-то достижения или профессиональный рост, это как бы само по себе. А вообще я мечтаю, чтобы вокруг меня были люди, которым со мной было бы приятно, и мне с ними тоже было бы приятно. Наверное, я мечтаю об идеальном мире, чтобы всем было хорошо. Реально ли это? Не знаю, наверное, это утопические мечты. На самом деле счастье - это и сложно, и легко одновременно. Поясню. Я с семьей участвую в опросе, который проводит уже в течение десяти лет один московский институт. Мы ежегодно заполняем большие анкеты с огромным количеством вопросов: «Что вы едите?», «Сколько денег вы тратите, считаете ли вы себя бедной или богатой?», «Тяжело вам или легко?»… Бывает по 50 листов с вопросами. И я честно пишу, что денег не хватает, что одной тяжело, а в конце там стоит вопрос: «Вы счастливы?» И я всегда отвечаю: «Да!» Самой удивительно, но ведь так оно и есть. Поэтому я мечтаю, чтобы и другие люди тоже понимали, что счастье не снаружи, а внутри тебя. От этого понимания жить становится легче.
Она любит разговаривать со своими учениками. Не просто общаться на переменке или вести урок, а именно разговаривать по душам, отвечая на самые сложные вопросы. Считает, что необходимо вернуть в школу слово учителя. Да, еще остались те, кто говорит с детьми, но с каждым годом становится больше тех, кто перешел на тесты, на интерактив и просто не считает нужным объяснять детям, что правильно, а что - нет, как жить, чем жить, ради чего. Большинство учителей сегодня боятся высказывать детям свои мысли, потому что сразу обвинят: «Не имеете права, у детей должна быть свобода выбора».
- А я думаю, - говорит Татьяна Уварова, - что сначала ребенок должен знать основное, должен знать, в чем истина, а потом, когда придет время выбирать, он сможет сделать это осознанно. Сейчас перед ним выложили все, а он не знает, что ему выбирать, по каким критериям, что для него важно, а что - нет. Ребенок не может сам выбрать, ему надо помогать. Поэтому, особенно на литературе, должно звучать веское слово учителя! Мы этого сегодня так боимся, три минуты поговорил - все, себе уже в минус, дети не работали! Но ведь когда дети слышат учителя и думают - это тоже работа, их работа. Пусть они будут с этими словами спорить, но они задержатся у них в головах. Это важно. Потому что, если учитель не скажет, что хорошо и что плохо, им потом может никто не сказать. И они пропадут в жизни из-за этого. А это уже наша ответственность. Мир так переворачивается, что самому бывает трудно определить, что нравственно, а что - нет, где правда, а где ложь, где добро, а где зло. Например, кто сегодня скажет современному парню-подростку, что жить с одной женщиной - это правильно и порядочно? Родители? А если у него их нет или он им не верит? Я православный человек и не скрываю этого, поэтому считаю, что учитель должен говорить. Но при этом обязательно думать, как сказать, чтобы не оттолкнуть и не навредить. Ведь главная молитва учителя - не навредить, начинать надо с этого.
Напоследок два слова об увлечениях. Их у Татьяны Николаевны оказалось предостаточно. Она вышивает, вяжет, рисует, играет на фортепиано, на саксофоне, даже на гитаре! Уточним: все это она делает вместе с дочками - и когда занимается с ними окружающим миром, и когда младшая готовится к выступлениям на фортепиано, а старшая - на саксофоне и гитаре. Как говорит мама, вот в этом и состоит ее досуг, вместе с дочками она учится всему. Старшая еще занимается в оркестре духовых инструментов, который уже два года торжественно и очень празднично открывает городской парад на 9 Мая. Мама старается быть не только хорошим педагогом, но и настоящей мамой. Единственной неосуществленной мечтой остается отдых на диване с книжкой в руках. Ну, может, и с этим получится, как вышло, например, с английским. Татьяна Николаевна с детства хотела выучить этот язык, но все время откладывала. А тут повезло: у старшей дочки возникли вопросы, и мечта мамы начала осуществляться - вместе сели за учебники.

Уварово, Тамбовская область