Свою функцию универсального коммуникатора танец сохранил и в наши дни. Он дает представление о народе, стране, эпохе. Танец развивается. Он приобрел жанровое, видовое разнообразие - от ритуальных хороводов до уличных танцев, от классического балета до клубных покачиваний под ритм.
Танец стал профессией. А значит, танцу надо учить. В школе №2042 имени Лазаревых танцам уделяется особое внимание. В школе целых три танцевальных коллектива. Старейший из них - ансамбль народного танца «Цветы Армении». За 25 лет существования ансамбля через него прошли, а вернее протанцевали, сотни ребят. Что дал им простой школьный ансамбль танца?
Ваган, солист первого состава ансамбля «Цветы Армении», ныне генеральный директор крупной транспортной компании, рассказывает:
- Мне было лет 10, я только переехал в Москву из Армении. По-русски говорил плохо, поэтому было очень много комплексов. В школе мне предложили танцевать в ансамбле. Ну как предложили? Практически заставили. Через год я танцевал в зале «Меридиан», потом в концертном зале «Россия». Мне аплодировали! Значит, меня понимали. Москва приняла меня. Я стал «свой», что ли. Представьте, и учеба пошла. Я больше не стеснялся говорить. Окончил школу с золотой медалью. Что запомнилось? Выступление на Красной площади на 65‑летие Победы. Мы танцевали армянский танец «Берд», и нам аплодировали главы 30 государств. Чего мне после этого стесняться или бояться?
Манэ, солистка ансамбля «Цветы Армении», сейчас студентка третьего курса факультета фундаментальной медицины МГУ имени Ломоносова, отмечает:
- Это уникальный опыт публичных выступлений. Когда ты на сцене перед сотнями зрителей, не важно, что ты делаешь - говоришь, поешь, танцуешь. Это видят все! Твоя задача - удержать внимание зрителя, чтобы ему не захотелось отвлечься на какую-нибудь игру в смартфоне или еще на что-то постороннее. Теперь, если мне нужно чье-то внимание, я знаю, как его получить. Этому меня научил ансамбль, да.
Что ж, обучение танцу помогает снять барьеры, придает уверенности. И, конечно, самый очевидный эффект: танец - это серьезная физическая и эмоциональная нагрузка, которую не каждый вид спорта может дать.
Анзор Шоров, руководитель ансамбля «Танцы народов мира» школы №2042, уверен:
- Танец, особенно народный, таит в себе особую магию. С одной стороны, он забирает энергию танцора и превращает ее в прыжок, вращение. А с другой - дает танцору неиссякаемую силу двигаться в танце еще и еще. Попробуйте попросить спортсмена после рекордного забега или прыжка повторить его на бис. А артист-танцовщик готов делать это снова и снова и радовать и баловать своего зрителя. В школьном кружке ребята делают свои первые неуверенные танцевальные па. Думали ли родители, отдавая своего малыша на танцы, что на всю жизнь определяют его судьбу?
Мария, участница ансамбля танца «Цветы Армении», студентка РУДН, признается:
- Уже на первом курсе я стала набирать ребят в ансамбль танца. Теперь у меня своя танцевальная студия. Мы много выступаем, гастролируем. Я нашла себя в этой профессии.
Людмила, солистка ансамбля «Цветы Армении», педагог дополнительного образования школы №2042, хореограф, основатель собственной студии танца «Киликия», вспоминает:
- Еще в школе я поняла, что танец - главное в моей жизни. Теперь я занимаюсь им профессионально. Нигде, кроме школы, танцу я не обучалась. Все необходимые навыки я получила в школьном ансамбле. Остальное - результат саморазвития. Теперь я учу других детей. Они очень талантливые. Побеждают на конкурсах, в том числе международных. И я уверена: некоторые из них никогда не смогут расстаться с танцем.
Нарек, солист ансамбля «Цветы Армении», студент университета «Синергия», ведет танцевальный кружок по программе «Активное долголетие» в школе №2042, восклицает:
- Могу ли я не танцевать?! А вы можете не дышать? Я рад, что работаю в своей родной школе. Эту возможность мне дали танцы. Надеюсь, мои подопечные дамы и кавалеры мудрого возраста довольны моей работой. Я искренне стараюсь.
Вот так обычный школьный кружок может не только дать дополнительные навыки, научить дополнительным компетенциям, но и дать серьезный шанс в жизни, стать профессией, и, как говорила моя бабушка: «Это же кусок хлеба!»

Гаянэ АБРАМЯН,
директор школы №2042