​Шесть верных слуг держу всегда,
От них учусь всему;
Зовут их Кто, Как и Когда,
Что, Где и Почему.
Редьярд Киплинг


Желание познавать и исследовать постепенно перерастает в круг интересов, интересы - в желание заниматься любимым делом и затем профессией. Самостоятельность в выборе каждого ученика поддерживается целой командой помощников, партнеров и наставников - это педагоги и родители. Если добавить современные классы, учебные предметы с современными информационными технологиями, образовательные возможности большого города, то получится современная московская школа.
Еще несколько лет назад мы жили в обычном мире и не предполагали, что торты и бетонные мосты будут печатать на 3D-принтере, что кульманы станут электронными, а чертежи и схемы будут только в цифровом формате. Наступило время, когда появляется огромное количество новой цифровой техники и программ, за которыми трудно угнаться, а выбранной профессии нельзя научиться один раз и на всю жизнь. Наступила эра непрерывного образования. Если на совершенно новый уровень жизни вывело человека естественно-научное образование, тогда и преподавание его на сегодняшний день должно быть на качественно новом высоком уровне. Решение этой задачи заключается в том, что начинаться оно должно как можно раньше - с дошкольного возраста, быть непрерывным, интересным и увлекательным, а самое главное - формировать исследовательские навыки у каждого ребенка. Такое решение нашли педагоги школы №15 и выстроили свою систему работы, чтобы помочь ребенку при окончании школы сделать правильный выбор в жизни, чтобы разглядеть будущих ученых и инженеров.
Исследование окружающего мира происходит опытным путем, дошкольники знакомятся со свойствами воды и воздуха, спасают бусинки из ледяного плена, разгадывают загадку «волшебной рукавички», знакомятся с солнечным зайчиком, узнают, какими свойствами обладают бумага и ткань, исследуют вопросы экологии. Поисково-познавательные занятия кружков «Почемучки» и «Маленький эколог» проходят в детской научной лаборатории, в зоосаду и зимнем саду в процессе взаимодействия с объектами природы. Проводимые опыты не только вызывают интерес у детей к различным явлениям, но и служат отправной точкой в раскрытии тайн природы и повышении интереса к исследовательской деятельности в начальной школе.
Способствует этому и современное оборудование по робототехнике и астрономии, которым оснащена школа. Оно позволяет собрать ребятам робота-исследователя для изучения Марса, спроектировать автоматический полив теплицы, провести замеры загрязнения окружающей среды, увидеть звездное небо.
А что после начальной школы? Какой предмет изучают дальше наши дети? В школе №15 введен подготовительный курс «Введение в науку» в пятых и шестых классах, позволяющий не просто обеспечить непрерывность и преемственность естественного образования при переходе учащихся в основную школу, но и продолжить развитие исследовательских умений. Кроме того, он формирует хорошую понятийную базу, навыки проведения простейших наблюдений и умений выявлять закономерности о наиболее распространенных явлениях природы, которые в свою очередь являются универсальными для других дисциплин и базовыми для физики, химии в старших классах.
Все это формирует межпредметный интерес у учащихся. Это яркий пример того, как одни предметы тесно связаны с другими. Что влияет и на педагогов, ведь они тоже должны разбираться уже не только в своей дисциплине, а в наборе разных предметов и программ. Тут педагогам необходимо взаимодействие друг с другом, что цементирует учительский коллектив.
Значительно легче теперь изучать сложные вопросы в биологии и географии, такие как химический состав клеток, виды движения, давление и конвекционные потоки. Уроки нового курса насыщены большим количеством демонстрационных опытов, наглядных примеров и лабораторных работ, а благодаря Московской электронной школе стало возможным виртуально побывать в любой научной лаборатории, в музеях всего мира и увидеть работу различных приборов и механизмов.
Благодаря ресурсам московского образования уроки естественно-научного цикла вышли за рамки школы. Выездные занятия в рамках городских проектов «Учебный день в музее», «Учебный день в технопарке» демонстрируют наш быстро меняющийся мир, соединяя прошлое и настоящее. Мотивацию и познавательный интерес поддерживают у школьников «Субботы московского школьника», давая возможность изучать реальный физический мир в научных лабораториях.
Непрерывный курс «Естествознание» с дошкольного возраста позволяет не только дать более прочные знания и сформировать устойчивый интерес у учащихся, но и помогает сделать правильный и осознанный выбор профиля обучения, а затем и будущей профессии.
Сегодня учащиеся не только школы №15, но и всех школ МСД №23 имеют возможность выбрать предпрофильное обучение уже в средней школе с 8‑го класса, стать участником городского проекта «Математическая вертикаль» с 7‑го класса, выбрать в старшем звене профильные классы инженерной, академической, медицинской направленности. Но всем выпускникам без исключения пригодятся основы естественно-научных знаний и навыки исследований, которые можно использовать для решения широкого круга задач при продолжении образования, в личной жизни и общественной деятельности.

Светлана КАРИОНОВА,
заместитель директора по содержанию образования школы №15