«Узнавая историю, традиции, искусство, литературу соседа, мы становимся ближе и понятнее друг другу. Именно это и рождает то доверие, без которого невозможно двигаться вперед и решать сложные, стоящие перед нами общие задачи», - сказал Президент РФ Владимир Путин на церемонии открытия Года китайского языка. Популяризация китайского языка находит положительные тенденции в российском образовательном пространстве, все больше школ и университетов создают благоприятные условия для изучения языка и культуры Китая.

Опыт школы «Лингвист-М»
Школа с первого дня открытия в 1998 году имела свою уникальную особенность: с китайскими языком и культурой обучающиеся знакомятся уже с 1‑го класса. Наша школа каждый год принимает китайские делегации во главе с почетными гостями. Незабываемым для наших выпускников, их родителей и работников школы остается событие 2007 года, когда состоялся визит председателя КНР, генерального секретаря Коммунистической партии Китая господина Ху Цзин Тао.
Учащиеся школы ежегодно посещают Китай, где углубляют свои знания об этой удивительной стране, получают бесценный опыт погружения в языковую среду. Победы наших учащихся на международных конкурсах по китайскому языку и олимпиадах, а также востребованность выпускников школы №1948 на рынке труда как высококвалифицированных специалистов и есть подтверждение тому, что актуальность выбранного школой 20 лет назад направления только растет.
Согласитесь, 20 лет - это большой срок для того, чтобы понять и осмыслить значение учебного предмета «Китайский язык». Какой он, этот язык, на котором говорит 1/3 населения земного шара? В чем его особенность? Как им овладеть? Какие духовные ценности мы приобретаем, соприкасаясь с этим «волшебным языковым миром»? Как реализовать в жизни то, чему мы научимся, овладев китайским языком?
Все эти вопросы мы, учителя китайского языка, задаем себе каждый раз, входя в класс и начиная свой любимый урок. Наверное, каждый учитель отвечает на них по-своему, но одно связывает всех нас, передающих свой опыт и свои знания детям: то, чему мы учим учеников, должно обязательно найти применение в их дальнейшей жизни. Без преувеличения могу констатировать, что у нас сформирован слаженный педагогический коллектив, работающий на перспективность знаний учеников.
Учителя китайского языка с самого начала задавались вопросами: «А зачем мы обучаем наших ребят? Куда они пойдут с этим бесценным опытом после окончания школы? Кем станут в жизни? Как реализуют свои таланты в области китайского языка и культуры?»
Каждый год наши учащиеся готовят учебно-исследовательские проекты, участвуют в различных конкурсах и фестивалях, связанных с китайским языком и культурой Китая, побеждают в олимпиадах и конкурсах по китайскому языку. Традиционно учителя нашей школы сами разрабатывали контрольно-измерительные материалы и проводили внутри­школьные экзамены по китайскому языку. Это было очень волнительно и радостно! Ученики с удовольствием готовились к экзамену, просили дополнительные консультации, помимо программы обсуждали интересные вопросы на уроках. И чувствовалась такая активность в учебном процессе! Каждый ученик мечтает, чтобы его труд оценили. У китаеведов особенный труд: они знают то, чего не знают другие, и именно так наши ученики оценивают свои успехи в освоении китайского языка.
Язык Китая - это культура Китая
Что значит изучать язык другой страны? Это значит изучать и язык, и историю, и культуру этой страны. Невозможно изучать историю и культуру других стран, не зная истории, традиций и обычаев своего народа. Особой популярностью у наших обучающихся является участие в школьном проекте «Евразия». Таким образом, в нашей школе налажено метапредметное взаимодействие и растет компетенция педагогов не только в рамках своего предмета, но и других. Студия «Евразия» помогает ребятам погрузиться в интересный мир культуры и традиций русского и китайского народов. Русские народные танцы и танцы народов Китая, создание костюмов, декораций, постановка танцевальных номеров, русские и китайские народные игры - все это и многое другое не просто увлекает, еще больше мотивирует ребят к изучению языка. Результатом работы студии является создание отдельных танцевальных композиций и полноценных театральных постановок. Особое значение в этом процессе придается организации и проведению праздников, традиционно отмечающихся в наших странах. Труд педагогов и ребят оценен на российском и международном уровнях, это подтверждается ежегодными победами в творческих конкурсах.
На протяжении многих лет активную работу проводит школьный музей «История Китая», в рамках которого педагоги и учащиеся реализуют проекты по изучению истории и культуры Поднебесной. Ребята самостоятельно готовят и проводят экскурсии на самые разнообразные темы: традиционная чайная церемония, династии Китая, история отношений между нашими странами и др. В музее хранятся экспонаты, подаренные почетными гостями нашей школе, а также выпускниками, родителями и учащимися, вернувшимися из путешествия или после обучения в Китае.
Важно применение проектного метода и на уроках китайского языка. Так, например, создание макета китайского дворика Сыхэюань позволило ребятам не только изучить быт китайской семьи, но и расширить лексический запас. Сегодня дети работают над следующими проектами: «Москва - город, развивающий российско-китайские отношения», «Русские и китайские народные сказки: схожесть и особенности» и др. Список наименований проектов постоянно расширяется, как правило, тему предлагают сами дети. Знания, которые учащиеся получают при реализации данных проектов, очень помогают осваивать китайский.
Многолетний опыт помог нам убедиться в том, что творчество и язык неразделимы. Проведение интегрированных уроков китайского языка с изобразительным искусством, технологией или музыкой позволяет детям в процессе знакомства с техникой того или иного искусства (китайская живопись, вырезание из бумаги) овладеть значительно большим объемом лексики, который закрепляется в процессе труда на более глубоком уровне.
Использование вышеперечисленных методов помогает повысить мотивацию наших учеников, развивать их познавательные способности и как результат овладеть китайским языком на новом уровне.

Наше будущее
2019 год принесет школьникам новый государственный экзамен по китайскому языку! Какие возможности он раскроет перед выпускниками, изучающими китайский язык? Что думают по этому поводу родители, ученики и учителя нашей школы?
Мы провели опрос. Многие родители отмечают, что китайский язык - язык будущего. Изучающие китайский язык ребята - это не только будущие предприниматели, переводчики, но и экономисты, юристы и менеджеры.
На наш взгляд, введение ЕГЭ по китайскому языку очень актуально для выпускников школ. Достаточно посмотреть, как стремительно за последние годы выросло количество участников школьных олимпиад по этой учебной дисциплине. В нашей школе каждый год количество обучающихся, которые принимают участие в олимпиадах по китайскому языку, увеличивается на 10%. По данным Министерства образования и науки, в 2017 году в олимпиадах по китайскому языку приняло участие в два раза больше школьников, чем в 2016‑м. Возможно, «первопроходцев» на профильном ЕГЭ в этом году будет немного, но перспективы перед ребятами он открывает большие. М.В.Вербицкая, заместитель декана факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени Ломоносова, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМов по иностранным языкам, очень точно выразила мысль по этому поводу: «Введение ЕГЭ по китайскому языку - это ниточка от школы в вуз, которая поможет ребятам, выбравшим профессию китаеведа, рано начать изучать китайский язык и совершенствоваться в нем…» ЕГЭ по китайскому языку - это выбор своего будущего, это упорная и усиленная подготовка, это развитие познавательных способностей обучающихся, это творчество, это целеустремленность в будущее!
В заключение хочется сказать: изучение китайского языка на опыте нашей школы позволяет не только подготовить высококвалифицированных китаеведов, но и людей толерантных, любящих и знающих свою Родину и открытых к общению с другими культурами.

Светлана ВАСИЛЬЕВА, учитель китайского языка школы №1948