Который год праздничная Москва вновь дарит нам блеск огней, мелькание пушистого снега, а на заснеженной площади перед Московским государственным академическим детским музыкальным театром имени Н.И.Сац зрителей встречает античная арка с тремя колоннами, где с достоинством расположилась изящная арфа, а чуть подальше удобно устроился концертный рояль, наполненный золотыми шарами. И тут же рядом с красавицей-арфой поместился золотой трон, и на нем по очереди восседают юные зрители, пришедшие смотреть премьеру балета-феерии и балета-симфонии «Спящая красавица». Среди них и наши ученики…
Примечательно, что и взрослые, и дети учатся быть зрителями еще до входа в театр, еще до самого волшебного действия этого нежнейшего весеннего балета по мотивам сказки Шарля Перро, погружаясь в театральную атмосферу уже на подходе к зданию театра. Еще с основания Детского музыкального театра с легкой руки Наталии Сац начал работать актив театра, состоящий из учеников разных школ Москвы. Наши ученики с синими повязками на рукаве дежурят в театре перед спектаклями, в антрактах: встречают зрителей, следят за порядком в фойе и в зрительном зале. Но самое главное - ребята школ МСД №23 не просто смотрят спектакли, а участвуют в обсуждениях, в творческих встречах с работниками «мира закулисья» - учатся быть зрителями.
2019 год объявлен Президентом России Годом театра и балета. И вновь на повестке дня будут вопросы: «Как научить быть зрителем? Как открыть детям магию театра? Как подарить им это огромнейшее культурное богатство?» Вопросы далеко не праздные.
И ответ не может быть однозначным, но даже устремление думать в этом направлении - огромный шаг на пути решения важной проблемы: как научить маленького человека не только воспринимать мир через призму театрального мастерства, как открыть в себе тот потаенный ресурс, тот внутренний потенциал, который сформирует у него стратегию понимания окружающей действительности, свободную от навязанного глянцевого мира и безликих социальных сетей…
В чем же заключается эта стратегия понимания мира?
- Вероятно, в том, что зрители балета «Спящая красавица» увидят рождение настоящей волшебной сказки, в которую верят и дети, и взрослые, - полагает Кирилл Симонов, хореограф МГАДМТ имени Н.И.Сац.
И нарисованные на театральном картонном небе облака, и грохотание гром-машины за кулисами, и мир живописных декораций, и старинная театральная машинерия - это только первая часть сказки, которую увидит внимательный зритель. Кроме того, еще и чудесная музыка П.И.Чайковского, слушая которую ты «погружаешься в мир настоящих страстей, испытываешь весь спектр человеческих эмоций», по словам Алевтины Иоффе, музыкального руководителя и дирижера театра имени Н.И.Сац. Вот что она говорит о композиторе:
- Чайковский - это поток, космос.
И понимание этого - еще одна часть волшебной сказки, доступной настоящему зрителю.
Но есть и третья, не менее важная составляющая, которая отличает истинного зрителя - восприятие танца как творчества. Об этом писал великий хореограф Мариус Петипа, сравнивая балет с живописью: «Сочинять танцы - это творчество. Это все равно как живопись. Я однажды спросил известного художника, может ли он мне сказать наперед, какие краски он употребит для изображения эффекта зари? Художник ответил, что не может… То же самое я могу сказать про танцы. Они не являются ко мне по заказу, а приходят по вдохновению».
И вот на премьере «роскошного, барочного, расточительно-великолепного» балета «Спящая красавица», по мнению театрального критика Вадима Гаевского, мы увидели не только рождение сказки, но и рождение настоящего зрителя. Ученики МСД №23 - частые гости МГАДМТ имени Н.И.Сац, где им выпадает честь быть самыми первыми зрителями новых спектаклей на генеральных прогонах и премьерных показах.
Да, учить и учиться быть зрителем - труднейшая задача, не решаемая здесь и сейчас, это кропотливый, долгий и, думается, подвижнический труд, поскольку увлечь за собой зрителя, поддержать его интерес и всегда рассказывать об искусстве искренне и правдиво - очень непросто, да и не всем под силу. Более того, образование - это процесс, ориентированный на будущее, готовящий ребенка к «завтра», поэтому неизбежно подобный процесс должен быть кропотливым и последовательным.
Необходимо заметить, что зрительный зал является полноправным созидателем, и от зрителей в не меньшей степени, чем от артистов, зависит качество спектакля. Артисты и музыканты чувствуют настроение своего зрителя. Когда одной нитью связаны зал и сцена, когда музыка уводит за пределы реальности, когда зрители становятся соучастниками спектакля - это и есть чудо искусства и рождение настоящего зрителя.
Вот впечатления девочки, которая впервые слушала симфонический оркестр:
- Я всего один раз была на выступлении симфонического оркестра. Меня заставили туда пойти (после долгих уговоров и просьб). У меня было очень недовольное лицо, так как я не люблю делать что-то против своей воли. Но как только я услышала первую ноту, как только заиграла скрипка, внутри меня все изменилось: мое отношение, мое настроение. Я никогда не думала, что абсолютно разные по тембру и звучанию инструменты могут соединиться в один прекрасный отзвук, который пробудил во мне столько эмоций и чувств. Я получила огромное удовольствие. Музыканты смогли погрузить каждого зрителя в свой фантастический мир, затронуть наши сердца. В тот вечер я отдохнула и телом, и душой.
Мария, выпускница школы №1995, так понимает свою роль зрителя:
- Для меня быть зрителем - означает окунуться в великолепную историю, которую рассказывают и показывают люди искусства. Чувствовать, как сердце бьется учащенно в предвкушении восторга. И вот ты забываешь о реальности, попадая в невероятный мир интриг, любви и приключений, которые навсегда останутся в твоей памяти и будут греть тебя своим теплом. Это волшебное чувство, когда у тебя слегка холодеют руки, оттого что в зале потушили свет и твое путешествие по неизведанным просторам начинается, ты будешь помнить всегда. И каждый раз, приходя в театр, переживать заново.
Побеседовав со многими своими учениками, могу с уверенностью сказать, что театр одаривает зрителя жизненным опытом, об этом же пишет Маша, ученица 11‑го класса:
- Быть зрителем для меня - значит быть счастливцем, которому удалось стать свидетелем того чуда, которое происходит на сцене. Я слышу каждое слово, я пытаюсь уловить каждое движение и выражение лиц актеров. Так я погружаюсь в удивительный мир творчества, в сказочную атмосферу. Ощущения после спектакля - как после прочитанной книги, только живее и ярче, ведь тем и прекрасен театр, когда актеры взглядом, голосом и движением способны одарить зрителей богатством жизненного опыта.
А о философском осмыслении театральных постановок говорит Кирилл:
- Что значит для меня быть зрителем? Конечно, нет универсального ответа, все очень индивидуально. Кому-то важнее факт получения нового опыта, кому-то интереснее задуматься и сделать для себя некоторые выводы. Часто смысловая нагрузка может быть не в том, что считывает зритель, а в том, что делает автор, например, нарушает канон конкретного вида искусства. Мне как зрителю важно уловить идею, понять главную мысль, которую автор вложил в свое произведение.
Наверное, никто не может судить и нас, и о нас так правдиво и справедливо, как это делают наши дети, живущие в бесконечном скоростном потоке Интернета, Facebook, Instagram и прочих виртуальных реальностей. И даже удивительно, что они так тонко чувствуют то, что несет в их жизнь театр, то, что он дает им новые формы восприятия реальности и показывает ее многогранность. И ответ на вопрос «Как научить быть зрителем?» зазвучит, вероятно, просто:
- Надо приходить в театр. Надо ощущать ту нравственную атмосферу, которую дарит нам театр, и тогда он станет для нас неотъемлемой душевной потребностью, частью души.
Наш город будет играть новыми и яркими красками, а на площади перед Московским государственным академическим детским музыкальным театром имени Н.И.Сац - изящная арфа и торжественный рояль. Время здесь замедляет свой бег. И театр отворяет двери всем детям, которые пришли сюда, чтобы «учить и учиться быть зрителем»…

Роксана САЦ, член художественной коллегии Детского музыкального театра имени Н.И.Сац;
Лариса КАЛУГА, учитель русского языка и литературы школы №1995